Новости

Максим Дулинов в эфире ВГТРК: Недетский досуг. Как обеспечить "занятость" подростков?

18 ноября на ВГТРК в передаче «Утро России» обсуждали вопросы дополнительного образования детей и проблему занятости подростков.  Экспертом в студии стал директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Утро России: Все кружки, которые есть, платные. Бесплатные кружки, которые есть в школах и в учреждениях дополнительного образования, к сожалению, до начала учебного года забиты под завязку. Родители, которые заранее не постояли в очереди, не имеют возможности своих детей туда отправить.

М. Дулинов:  Есть разные системы, в том числе и электронная запись, которая сейчас внедряется в регионах, и она помогает родителям не стоять в очереди. Да, действительно на сегодняшний день не хватает мест особенно в популярных кружках. Конечно, всем хочется на робототехнику, но при этом никто не идет на шахматы… Шахматы есть в каждой школе.

Утро России: Может нужно два кружка робототехники и один кружок по шахматам?

М. Дулинов:  Можно и так. Но зачастую не хватает оборудования. Что касается технических кружков, и здесь в рамках реализации национального проекта «Образование» до конца 2021 года должно быть создано еще дополнительно 900 тысяч мест.

Утро России: Система дополнительного образования действительно выстроена на сегодня, или она нуждается в каком-то ином подходе? Если мы хотим, чтобы дети не слонялись и занимались действительно чем-то полезным, мы должны в это дело вложиться?

М. Дулинов:  Государство вкладывается.  Вся инфраструктура для развития, в том числе и дополнительного образования детей, создается в рамках национального проекта «Образование». Это и технопарки «Кванториум», в том числе и мобильные кванториумы для сельских школ. Это дополнительные места, их оборудование для тех регионов, где низкий охват детей дополнительным образованием. Это "Сириусы", направленные на выявление и поддержку талантливой молодежи.

Утро России: Когда я говорю вложиться, я имею в виду не только деньги. Есть человеческие ресурсы. Люди хотят поучаствовать: те же пенсионеры, студенты профильных вузов. Кто сведет одних с другими?

М. Дулинов:  Сейчас начинается внедрение целевой модели развития дополнительного образование в регионах. Целевая модель подразумевает, что в каждом регионе создаются региональные модельные центры, которые по сути являются «штабами дополнительного образования», сводящими воедино все дополнительное образование на территории региона.

Плюс один момент очень важен - это персонифицированное финансирование. Это возможность каждого ребенка получить бесплатное дополнительное образование по интересующим направлениям развития. Оно подразумевает внедрение сертификата, который прикрепляется к ребенку, и ребенок совместно с родителями сам выбирает дополнительное образование, которое он хочет получить.

Утро России: Из каких источников финансирования?

М. Дулинов:  Это бюджет.

Утро России: Это доступно любой семье?

М. Дулинов:  Да, такой сертификат положен каждому ребенку. Уже сегодня более чем в 20 субъектах Российской Федерации дети имеют возможность получить от государства гарантию того, что выбираемые ими кружки и секции будут оплачены государством. Механизм есть, опыт его использования есть, остается только повысить его масштабы.

Утро России: А где дают такие сертификаты?

М. Дулинов:  Родители регистрируются в электронной системе, за ребенком закрепляется определённое на региональном уровне количество средств, и он выбирает себе программу.

Утро России: Это напоминает систему ОМС. За человеком закреплено определенное количество средств, и они поступают туда, куда он обращается.

М. Дулинов:  Да. Эти средства могут быть направляться как в государственную муниципальную систему, так и в частную. Более того - вся инфраструктура, которая создается, те же кванториумы в национальном проекте «Образование»: прописано, что уроки технологии будут проходить в этих канториумах. Поскольку технология – это обязательный предмет для каждого, то каждый ребенок может попробовать себя в робототехнике. И попробовать бесплатно.

Утро России: Столько возможностей! В регионах неравномерно распределяется та программа, о которой Вы говорили. Как это наладить?

М. Дулинов:  Здесь опять же несколько моментов. Национальный проект «Образование» затронет все регионы без исключения, просто регионы подошли в разной степени готовности к старту проекта. Кто-то уже давно начал развивать систему дополнительного образования, кто-то только сейчас начинает. Поэтому где-то охват детей дополнительным образованием порядка 60-70%, где-то меньше – около 50% . Но весь комплекс мероприятий во всех субъектах Российской Федерации к 2024 году будет реализован.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: