Новости

У педагогов появился инструмент для воспитания инициативных малышей

Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» прошла 3 – 4 декабря 2019 года в Федеральном институте развития образования Президентской академии. 

                    Готовых решений нет даже в министерстве    

Задача по выстраиванию системы управления достижениями открытых результатов дошкольного образования (ДО) по-прежнему сохраняется, отметил заместитель директора Департамента оценки качества общего образования Минпросвещения России Дмитрий Метёлкин.

У ведомства нет готовых универсальных решений для использования их образовательной организацией в целях оценки всех аспектов качества ДО. «Мы только подходим к определению тех методов, методик и документов, которые прошли апробацию и хорошо зарекомендовали себя в плане оценки не только условий реализации образовательных программ, но и тех личностных новообразований, которые формируются у ребят в дошкольном возрасте», – сказал чиновник.

Отметив большой интерес, который вызвала конференция и ресурс firo-nir.ru, созданный благодаря реализации проекта «Инструментарий оценки качества дошкольного образования», он подчеркнул, что министерство рассматривает предлагаемый подход в качестве «одного из возможных профессионально выстроенных инструментариев», который «позволит сделать шаг вперед в части выстраивания системы оценки качества дошкольного образования».

                     Компетентность педагогов под вопросом      

В ходе анализа данных из открытых источников в более 80 субъектов федерации показал, что понятийный аппарат, необходимый с точки зрения оценки качества образования в целом, и дошкольного образования, в частности, представлен ключевыми понятиями,  определенными ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» или сформулированными научным педагогическим сообществом. Вместе с тем, было выявлено, что несмотря на наличие в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  определения понятия «качество образования»,  в педагогической теории и практике  до сих пор нет единых подходов к пониманию того, что же означает «высокое  качество образования», сообщила директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

«Нам важно было предложить практикам такой инструментарий, который бы позволял педагогу увидеть изменения в развитии ребенка в процессе освоения им образовательной программы», – сказала она.

В условиях, когда единого подхода по отношению к диагностике качества ДО еще нет, ученые выясняли, как эту модель выстраивают в регионах. «Мы видели разное... Видели жесткое рейтингование, видели цифры мониторингов, которые проводятся с федерального и дополняются региональным уровнем», – поделилась спикер.   

По мере обработки свыше 85 тыс анонимных анкетных опросов исследователи столкнулись с диссонансом. С одной стороны, нет недостатка в семинарах, практикумах, мастер-классах, и, как итог, 54% педагогов уверены в достаточности своих знаний в вопросах оценки качества ДО. В то же время их руководители (62%) и специалисты дополнительного профессионального образования (58%) считают, что уровень компетенций педагогов и самих руководителей в этой области ниже необходимого. 

Педагогам предложили оценить по пятибалльной шкале эффективность курсов повышения квалификации (КПК) и методических семинаров, которые проводятся в детском саду. Большинство аттестовали КПК на «5» (48%) и «4» (12%). Однако 40% не удовлетворены полученными знаниями.

Противоречие того же рода отмечено и при исследовании «технической» вооруженности наставников. Методики представлены, образовательные программы выстроены, но что в них увидели специалисты?

«Внесенное в стандарт (ФГОС ДО Ред.) «развивающее оценивание качества» и существующие примерные программы авторы программ на местах восприняли по-разному, и смыслы тоже получились разные», – резюмировала Тарасова, предположив, что «без учебных фильмов, методического сопровождения, «Атласа материалов и оборудования предметно-пространственной среды», без включенности родителей через разработанные материалы в общее тонкое поле сотрудничества достигать успеха будет очень тяжело».

О работе с интерактивной унифицированной «Картой развития» рассказала заместитель директора Центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС Светлана Пестрикова. Ресурс разработан для того, чтобы максимальное количество людей могло им воспользоваться. Это открытый проект, где материалы представлены для скачивания, изучения и разбора онлайн. «Преимущества «Карты развития» в том, что она обсуждаемая и коллективная», – подчеркнула она.   

Учитывающая 5 ключевых инициатив, отражающих развитие ребенка, карта позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений при проектировании образовательного процесса. При этом не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Заполняется карта 3 раза в год – во второй половине  сентября, в январе и в конце года-мае, когда виден итоговый результат продвижения группы и каждого ребенка.

        Новый инструментарий как повод и предмет для диалога  

Основной путь решения проблем состоит в их открытом взрослом обсуждении за столом переговоров, отметили участники конференции. Другое дело, что большинство воспитателей, по мнению доцента кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Светланы Езоповой, к такому диалогу не готовы. Тренировка этого умения должна стать отдельным направлением повышения квалификации, считает эксперт.

 В большинстве стран мира, за исключением Австралии, Тайваня и Кении, специалисты скрупулезно изучают образы отношений между родителями и педагогами: как они складываются? Занимаются включением семей в образовательную программу, сопоставляют их ожидания и выводы «на выпуске».   

В нашей стране, как показывают данные пятилетнего совместного исследования, предпринятого кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и 19-м детским садом северной столицы, этой теме не уделяется достаточно внимания, что отражается на достижениях детей.  

 Чем ниже качество образовательной деятельности, тем более закрыт педагог по формуле: «Спасибо, не надо», «Пусть они не приходят», «Мы вывешиваем рисунки – они видят», «Ребенок расскажет», «У нас есть праздник, этого достаточно». А все потому, что родитель — это еще один взрослый человек с определенной позицией. «Большинство педагогов не готовы к таким взрослым разговорам, они отчасти боятся родителей», – предупреждает эксперт.

С точки зрения заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ирины Бурлаковой, разработчики инструментария доверяют педагогу (в отличие от внешнего аудитора), потому что он работает с детьми. «Педагог отвечает за детей и нельзя эту ответственность у него отнимать», – напомнила она, добавив, что детская инициатива это «ключевая характеристика, по которой именно педагог может увидеть все целостное пространство дошкольного образования».

Перейти к спецразделу "Инструментарий оценки качества дошкольного образования"...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: