Новости

Интервью Максима Дулинова для РИА-Новости: Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна произрастать изнутри

Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для школьника или студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с учениками? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

 - Максим Викторович, какую роль, на ваш взгляд, должны играть наставники в системе образования?

- Наставничество в системе образования, особенно профессионального – институт не новый, поэтому здесь никаких новых ролей не открывается. В зависимости от целей, которые ставятся перед наставником, он может быть коучем, тренером, ментором.

- Какие задачи обычно решаются при помощи наставничества?

- Наставник помогает развить способности ученика, обучает его самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Задачи могут быть связаны не только с образованием, но и с социализацией, например, при вхождении в новый школьный или студенческий коллектив. Это всегда достаточно индивидуально.

Для того чтобы поставить задачу наставнику, надо выявить сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником. В этом смысле, это может быть низкая мотивация к обучению, слабая социализация. Просто надо понимать, что наставничество состоит не только из передачи некоего опыта своего собственного профессионального, чаще всего это наиболее явно видно, но и способствует развитию личностных качеств сопровождаемых.

Одна из самых распространенных задач - адаптация молодых работников, студентов и выпускников к производственной деятельности, корпоративной культуре; создание условий для закрепления в профессиональной деятельности, на рабочем месте. Например, на одном уральском предприятии в 2010 году был создан институт наставников и действует там до сих пор. В результате срок адаптации выпускников колледжа на рабочем месте сократился с года до четырех месяцев; текучесть кадров среди выпускников в первый год работы уменьшилась на треть.

- Нужен ли наставник любому ученику или только тому, у которого есть проблемы?

- Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна произрастать изнутри. Наставник глубже взаимодействует со своим сопровождаемым, чем педагог-предметник, у которого другие задачи, много учеников и не хватает времени на погружение в работу с каждым. Кстати, в школе наставником может стать выпускник или старшеклассник для более младшего ученика. Такая практика существует и на производстве, у обучающих предприятий.

Например, в российских компаниях с немецким участием наставник, отвечающий за организацию обучения на предприятии в целом, предлагает ученикам старших курсов взять шефство над первокурсниками. Коммуникация начинается еще до начала обучения: для этого создается аккаунт в одной из соцсетей, старшие студенты отправляют сообщение с приглашением или код доступа младшим. Затем при очной встрече старшекурсники вводят в курс дела новичков. В процессе обучения младший студент всегда может обратиться к своему наставнику за помощью, и не только по учебе.

Но наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие – такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для группы учеников, пусть даже небольшой. И если мы хотим получить результат, то важно помнить, что он зависит от взаимных усилий наставника и сопровождаемого, от того, насколько последний развивается в профессиональной или личностной сфере.

Для каждого на подобное развитие может уйти разное время. Поэтому сказать, что наставник должен назначаться на полгода, можно очень условно для сферы развития профессиональных компетенций.

В профессиональной сфере именно наставник определяет срок готовности ученика работать самостоятельно и возможность его допуска к аттестационным, оценочным процедурам. Он также отвечает за личностное развитие своего сопровождаемого.

- Несет ли наставник ответственность перед своим воспитанником?

- Административной ответственности как таковой здесь нет, и ее бессмысленно устанавливать. У наставника должна существовать внутренняя ответственность за достижение результата, за то, чтобы сопровождаемый поднялся на следующую ступеньку, сделал шаг вперед, перестал бояться самостоятельно принимать решения.

В этом смысле, наставничество – дело добровольное, и его эффективность зависит от внутренней мотивации наставника в сочетании с его коммуникационным навыками, лидерскими качествами. Если мы берем взаимодействие "старший ученик – младший ученик", помимо предметных знаний, нужно оценивать авторитет будущего наставника для других школьников. Это очень важно, чтобы не допустить профанации идеи. Поэтому должна существовать хорошая система отбора наставников и их обучения, возможно, в формате тренингов.

Однако опять же на производстве локальными нормативными актами (например, положением о наставничестве) такая ответственность может устанавливаться. И часто так и происходит, т.к. в большинстве случаев на производстве наставническая деятельность оценивается и оплачивается.

Так что в разных сферах могут быть разные правила. Главное, что они устанавливаются с позиций целесообразности и на основе добровольных договоренностей, соглашений сторон.

- Усилилась ли сегодня потребность в наставничестве в системе образования?

- Сегодня на школьников обрушивается большое количество информации, им сложно самостоятельно определиться с выбором будущей образовательной и профессиональной траектории. Это порождает необходимость внешнего сопровождения.

Могут решить ли эту проблему педагоги? У них иные задачи и круг их подопечных слишком широк. Впрочем, при низкой нагрузке наставником может быть и педагог, если он готов этим заниматься но это, скорее, исключение из общего правила.

Сегодня на государственном уровне развитие наставничества входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта "Образование". Институт наставничества существовал и раньше в сфере среднего профессионального образования, но теперь будет распространяться и на школьный уровень, и на уровень дополнительного образования.

Плохо только, если нацпроект, который предполагает развитие наставничества, станет и неким барьером его реальному внедрению. Достижение определённых показателей (по-моему, не менее 70% обучающихся должны быть вовлечены в разные формы наставничества) может сыграть злую шутку, когда наставники будут назначаться, а их реальную работу не будут отслеживать.

Поэтому нужна не система мониторинга числа вовлеченных в наставничество школьников или студентов, а система содержательного мониторинга этой деятельности, чтобы по достижении соответствующей контрольной цифры в нацпроекте вся эта деятельность не прекратилась, как никому не нужная.

- Какие еще условия нужно создать для развития наставничества в образовании?

- Для разных видов взаимоотношений, например, "учитель-учитель", здесь, наверное, нужен какой-то административный толчок, но, в основном, привлечение наставников должно пропагандироваться и строиться на добровольной основе. Должны создаваться не только формально-административные условия для наставничества, но и комплексная система помощи самим наставникам – организация их обучения, при необходимости, предварительный отбор. Сейчас методология наставничества разрабатывается Министерством просвещения. Скоро мы узнаем, какой будет предложенная система по созданию условий для внедрения этого института.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: