Новости

Пресс-конференция ФИРО РАНХиГС в РИА-Новости: "Российское образование в контексте международных индикаторов"

11 декабря 2019 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Федерального института развития образования РАНХиГС на тему: "Российское образование в контексте международных индикаторов".

На пресс-конференции директором Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марком Аграновичем был представлен аналитический доклад, содержащий результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов.

Участники мероприятия:
— заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская;
— заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк;
— директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович;
— заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Алексей Майоров;
— директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Центр мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования "Индикаторы образовательных систем" (INES), которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. Это обеспечивает возможность проводить анализ по широкому кругу показателей на основе сопоставимых данных.

Подготовленный аналитический доклад - шестой по счету.

Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. В докладе нет рейтингов. Задача исследователей – выяснить, чем российская система образования отличается от образовательных систем других стран, в какой степени соответствует мировым тенденциям и моделям и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах.

Краткие тезисы доклада, озвученные Марком Аграновичем на пресс-конференции:

«С позиции мировой тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Однако Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения.+

Среди людей, имеющих третичное образование, в России гораздо больше, чем в других странах, обладателей дипломов о среднем профессиональном образовании (СПО). В общей численности жителей нашей страны старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44 %, а бакалавры, специалисты и магистры – 55 %.+

Среди лиц, имеющих третичное образование в нашей стране, по сравнению с другими странами доля женщин выше, одновременно уровень экономической активности женщин в России, как и в других странах, ниже, чем у мужчин. Это приводит к снижению средних показателей экономической активности населения с третичным образованием, то есть доли людей, которые выходят на рынок труда и участвуют в экономической деятельности (создании ВВП), повышая благосостояние страны.+

Особенность российского среднего образования – ориентация на продолжение обучения. Подавляющая часть выпускников среднего образования не может выйти на рынок, поскольку не обладает никакой профессиональной подготовкой.+

Важным отличием России от других стран в контексте рассматриваемого вопроса является очень низкий уровень участия взрослых в образовании, особенно неформальном (повышение квалификации). По этому показателю Россия занимает одно из последних мест среди стран, по которым имеются данные.+

Организация обучения в России также имеет свои особенности. Во-первых, дети в нашей стране начинают учиться в школе позже, чем в большинстве стран, и учатся 11 лет в отличие от стран ОЭСР, где школьное образование начинается в 5–6 лет и продолжается минимум 12 лет. Во-вторых, академическая нагрузка и в часах в неделю, и особенно по количеству учебных недель в году в российской школе значительно ниже, чем в среднем в странах ОЭСР.+

–В большинстве стран мира, в отличие от России, дети начинают обучение в школе в 5-6 лет и учатся 12 лет, в некоторых странах 13 и даже 14 лет. Показатели России обеспечены высоким уровнем участия населения в программах профессионального образования, что компенсирует низкую для такой страны, как Россия, продолжительность среднего образования.+

– Академическая нагрузка российских школьников по количеству учебных часов в год существенно ниже, чем в других странах.+

–В начальной школе российские школьники гораздо больше, чем их зарубежные сверстники, изучают родной язык и литературу и существенно меньше– иностранный язык и социальные науки. В основной школе в России гораздо больше, чем за рубежом, уделяется времени на изучение естественных наук, а второй иностранный язык и искусство, в отличие от мировой практики, практически не изучаются.+

– В экономически развитых странах на одного преподавателя приходится меньше учеников, чем в менее богатых странах. Россия по этому показателю находится на уровне стран более бедных, чем наша страна.+

–Средняя годовая заработная плата педагогов в развитых странах варьируется от 15,1 тыс. долл. в Латвии до 108,7 тыс. долл. в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР - 42,9 тыс. долл. Заработная плата учителей в России составляла в 2016 г. 23,3 тыс. долл.+

Невысокий уровень расходов на образование в нашей стране соответствует уровню ее экономического развития. Средняя величина расходов на одного школьника по странам ОЭСР составляет 10 тыс. долл. в год на ученика. В России этот показатель ниже более чем в два раза (4,2 тыс. долл.). При этом результаты обучения при расходах на одного ученика свыше 10 тыс. долл. в год не зависят от величины этих расходов. Расходы на образование и в целом ресурсное обеспечение образования тесно связано с уровнем экономического развития стран. В частности, государство в экономически развитых странах берет на себя большую долю расходов на образование.

По уровню расходов на образование наша страна отвечает общей закономерности: относительно невысокому уровню экономического развития соответствуют и низкие расходы на образование.

  

СМИ об Аналитическом докладе:

Интерфакс https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/3946/

РИА-Новости

https://na.ria.ru/20191211/1562252444.html

https://sn.ria.ru/20191211/1562266507.html

https://na.ria.ru/20191211/1562254056.html

https://na.ria.ru/20191211/1562254366.html

REGNUM https://regnum.ru/news/2804703.html

Мел https://mel.fm/obrazovaniye/4173208-russian_education

ТАСС https://tass.ru/obschestvo/7321425

NEWS.Ru https://news.ru/society/shkolniki-kanikuly/

Русский мир https://www.russkiymir.ru/news/266393/

Российское образование (edu.ru) http://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/rossiya-yavlyaetsya-stranoy--eksporterom-obrazovan/

PROFI-News

https://profi-news.ru/society/20191211/979466/eksperty-sravnili-kolichestvo-lyudey-s-tretichnym-obrazovaniem-rf-i-oesr/

https://profi-news.ru/society/20191211/979462/doklad-inostrannyh-studentov-v-rf-bolyshe-chem-rossiyskih-za-rubeghom/

TmBW.Ru https://3news.ru/2019/12/11/181947/

Спутник https://news.sputnik.ru/obschestvo/0404c019d2551118b8451e495e5b2c0ed8a9d60e

Россия сегодня http://pressmia.ru/pressclub/20191211/952584824.html

Вестник образования https://vestnik.edu.ru/news/v-moskve-prezentovali-analiticheskii-doklad-rossiiskoe-obrazovanie-v-kontekste-mezhdunarodnykh-indikatorov

Минросвещения России https://edu.gov.ru/press/2007/v-moskve-prezentovali-analiticheskiy-doklad-rossiyskoe-obrazovanie-v-kontekste-mezhdunarodnyh-indikatorov/

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: