Новости

РИА-Новости: пресс-конференция Минпросвещения РФ по функциональной грамотности

Навыки XXI века: прорваться за рамки предмета   

Пресс-конференция, посвященная итогам Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности, состоялась 18 декабря 2019 года в МИА «Россия сегодня».

Спикерами мероприятия стали: - Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева;
- заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Сергей Швецов;
- директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов;
- заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галина Ковалева;
- научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Российские школьники обладают высоким уровнем знаний в предметных областях, но не всегда могут применить их в жизни, заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева

«Наши ребята показывают очень высокие результаты в области предметных знаний. Здесь практически равных нам нет, мы занимаем лидирующее положение по этой позиции на протяжении долгих лет, даже десятилетий. Но есть сложность определенная, которую знаем хорошо... в том, что наши дети не всегда могут и не справляются с применением знаний в повседневной жизни», –подчеркнула она.

Министр просвещения РФ напомнила, что в декабре были опубликованы результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

Это мониторинговое исследование проходит раз в три года по одному из шести направлений: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативному мышлению и глобальным компетенциям.

«Мы по-прежнему входим в группу стран со средними результатами, занимаем по чтению 31-е, по математике 30-е, по естественно-научной грамотности 33-е место из 79», – сказала она.

Еще в начале года министерство запустило мониторинг по функциональной грамотности, который включал международный  инструментарий, а также собственные отечественные задания. Министр пояснила, что целью мониторинга является формирование у школьников 5 – 9 классов математической, читательской, естественнонаучной грамотности, креативного и критического мышления.

«Понятно, что наши дети всегда отличались нестандартным мышлением, богатым воображением, но в 2021 году креативность войдет в определение направления оценки исследования PISA. Таким образом, мы должны и уже работаем на опережение», – рассказала она.  

Вместе с тем эксперты, участвовавшие в проведении этих исследований, отмечали, что школьники перестали работать командой. «Это необходимо вернуть, потому что работа в команде является одним из основных условий успеха», – считает Васильева.

По словам заведующей Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галины Ковалевой, мониторинг формирования функциональной грамотности не следует путать с процедурами контроля или оценки. Стержневые установки мониторинга сфокусированы на создание национального инструментария, основанного на лучших достижениях международных экспертов и учитывающего то, что сделано в России. Главная задача проекта – развитие в каждой школе каждым учителем способности ребенка применять знания, выходить за рамки учебного пространства.

И
менно в исследовании PISA впервые зарождались идеи функциональной грамотности, формировался инструментарий ее оценки, и шаг за шагом, начиная с 2000 года, вводились все новые направления «повседневной грамоты». «Это и решение проблем сотрудничества, и финансовая грамотность 2012 года, глобальные компетенции в 2018 году, и намеченное на 2021 год креативное мышление», – перечислила спикер.

«В России мы начали проект год назад. Оценив, к чему готовятся страны, реформирующие свои системы образования, в качестве ведущих взяли две темы: развитие креативного мышления и формирование глобальных компетенций», – сказала она, упомянув о тесном сотрудничестве разработчиков с Группой компаний «Просвещение».

Это делается для того, чтобы все банки заданий, тяжелые учебно-методические материалы сразу шли в школы. В частности, для 5 – 7 классов создан большой задел новых учебных ситуаций, которые погружают участников урока в реальные проблемы жизни. Но главной опорой экспертов она назвала регионы, подчеркнув, что 24 из них участвовали в апробации на добровольных началах.

От традиционных задач новые инструменты отличаются, помимо их много и межпредметности, тем, что требуют осознанного выбора стратегии поведения. На это нацелены все исследования качества образования в мире, а другая их особенность заключается в переводе ситуации с обыденного языка на предметный. 

Директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов привел цитату, которая достаточно четко и комплексно, по его мнению, описывает роль и задачи педагога. «Вы, учителя, хорошо знаете, что нет и не может быть такого обучения, которое было бы оторвано от нравственного совершенствования учащихся. Когда вы преподаете, вы ведь не только сообщаете им необходимые в жизни знания, но вместе с тем учите их трудиться, преодолевать препятствия, критически относиться к себе, ставить перед собой большие цели. И главное, учите их самостоятельно думать. Так и только так получается сплав знаний и убеждений».

В обращении Леонида Ильича Брежнева к делегатам Всесоюзного съезда учителей 1968 года нет слов «функциональная грамотность», «метапредметные результаты», но оно не потеряло актуальности. Не может учить подопечных мыслить и действовать самостоятельно наставник, не овладевший «новой грамотностью», будь то на поприще финансов или креативного мышления.

С
этой точки зрения общественные ассоциации учителей, которые получили фактически вторую жизнь с 2017 года, когда прошел Всероссийский съезд представителей общественно-профессиональных объединений (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, могли бы выполнять функцию общественной экспертизы.

«Без доверия со стороны профессионального сообщества  разработанный инструментарий не будет применен никогда», – отметил Максим Дулинов.
Завоевать доверие учителей как раз и поможет, по его словам, «площадка мониторинговых исследований, не проверочных, за которыми следует наказание, а мягкий мониторинг, когда учитель понимает, для чего ему применять тот или иной инструмент».

У инертности системы образования есть один замечательный плюс – она защищает здоровье и безопасность детей от «моментальных нововведений». С другой стороны, та же инертность провоцирует имитационность. «Поэтому очень важно вырастить в профессиональном сообществе потребность в использовании этого инструментария в своей каждодневной деятельности», – заключил директор ФИРО РАНХиГС.



Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: