Новости

Владимир Блинов на Радио России: квалификация либо в руках, либо в голове стала цениться больше, чем уровень образования

Российские школьники стали чаще выбирать техникумы, как утверждают эксперты РАНХиГС. Более 38 % респондентов в возрасте от 23 до 29 лет имеют среднее профессиональное образование, тогда как в группе 31-36 лет таких всего лишь 28%. Тенденция на лицо.

20 декабря в прямом эфире на «Радио России» разбирались какое образование сегодня нужнее: высшее или среднее профессиональное? Кто предпочитает колледж университету?

Экспертом выпуска стал Владимир Блинов, директор центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС.

Редакция: Раньше ПТУ, техникумы считались вторым сортом, все старались поступить в институт. А сейчас в институтах такое образование дают, что уж лучше в хороший колледж поступить.

В. Блинов Для меня этот вопрос как «Кого ты больше любишь: папу или маму?». Для человека, который 15 лет отработал в ПТУ и 30 лет в университете есть возможность сопоставить и тот, и другой уровень. Я хотел бы сказать, что хорошо то образование, которое выводит человека на успешную жизненную траекторию, а вот тут все мы очень разные. Кому-то надо начинать свою жизнь с практики, а кому-то с теории. Я называю детей, которые выбирают практику, мануально талантливые или мануально одаренные. Работая в 80-е годы в ПТУ, мы видели, что неталантливых детей нет, просто с разными мерками нужно подходить к разного рода одаренным.

Редакция: В то время, когда вы работали в ПТУ, парень получал базовое образование в ПТУ, затем шел в армию, после армии поступал в вуз. Были социальные лифты и ПТУ был один из кирпичиков в фундаменте, а сейчас лифты работают?

В. Блинов На самом деле работают, но скажем так «эти лифты не всегда доходят до самого верха». Мы наблюдаем тенденцию, что работодатели стали меньше задавать вопрос об уровне образования, больше востребована квалификация, которая либо в руках, либо в голове.

Редакция: Квалификацию как раз дает среднее профессиональное учебное заведение?  

В. Блинов Если говорить о квалификации высших, я всегда аспирантам задаю вопрос «Ты писать-то умеешь»? Не в смысле буквы, а сесть и написать три страницы разумного текста, который можно потом читать. Вроде бы все знает, а выразить на бумаге не может. Вот тоже самое с рабочими квалификациями, человек представляет, как работает тот же дизель, а вот подойти, позвенеть ключами и сразу обнаружить в каком цилиндре эллипсоидность возникла - это очень серьезный навык. И эти ребята заходят правильно. Должен быть особый настрой, интерес.

Редакция: Сейчас есть квалификации, которые фиксируются и которые гарантируют определенный уровень платы?

В. Блинов Конечно, сегодня мы больше видим работу сдельную, хотя в нарождающейся системе квалификаций есть разные уровни квалификации, но мы говорим о том, что токарь живет либо на пятом, либо на шестом уровне квалификации. Разрядная сетка уходит в прошлое.

Редакция: Это хорошо или плохо?

В. Блинов Если переход на сдельщину- хорошо, когда человек получает за реально выполненную работу, тогда хорошо.

Редакция: Действительно ли сегодня среднее образование сейчас доступнее?

В. Блинов Да, есть небольшой сектор платный, но в основном это те же специальности - юридические, экономические и сейчас к ним добавился сектор it. Это престижные направления, это большой отбор на программы - есть примеры конкурса 18-20 человек на мест. Это реальный выход на рынок труда в этом секторе с хорошей перспективой и большой зарплатой.

Редакция: Это говорит о том, что у нас не хватает заведений, которые готовят таких специалистов?

В.  Блинов Конечно не хватает. Такое расширение в ближайшее время может быть опасно. Переплодим как с юристами. Хотя хорошего юриста найти тоже достаточно сложно. При всем обилии на рынке труда, найти квалифицированного специалиста сложно. Мы выходим к тому, что квалификация либо в руках, либо в голове стала цениться больше, чем уровень образования.

Редакция: Эта тенденция говорит о том, что идет какой-то экономический подъем? Пока еще далеко до прорыва, но подъем обозначился?

В. Блинов Я вижу, что проклевывается все-таки индустрия 4-0. Мы наблюдаем на рынке труда явления, свойственные именно для нового экономического уклада.

Редакция: А 3-0 когда было?

В. БлиновА 3-0 мы пропустили. Это был период индустриального развития. В чем особенность, вот мы видим Конвергенция профессий…

Поясните, что такое конвергенция?

В. Блинов Конвергенция — это слияние профессий. Обычный сантехник сейчас человек, который владеет примерно пятью-шестью профессиями. Он приходит с планшетом, он владеет основами проектированиями.

Редакция: Возвращаясь к тенденции. Откуда была инициатива больше: со стороны работодателей, которым нужны были специалисты по рабочим специальностям или это была государственная программа?

В.  Блинов Это был встречный процесс. Те самые ПТУ исчезли, они исчезли в начале 2000-х годов, появились техникумы, которые получили красивое название «колледж». Слияние ПТУ и колледжей дало очень интересный эффект. Присоединение профтехучилища к колледжам с более высоким уровнем образования дала свой синергетический эффект.

Редакция: Планка не опустилась, а наоборот она подтянула их к себе?

В.  БлиновДа, это легко доказать! У нас растет спрос на среднее профессиональное образование. Последние годы спрос на программы подготовки среднего звена растет очень серьезно.

Редакция: Люди стали более прагматичны и молодые люди в том числе. Они прямо говорят: «Зачем мне терять время? Я хочу быстрей начать работать! Я все равно потом получу высшее образование, я хочу начать работать». Люди понимают, что вузы тоже разные. Сам по себе диплом вуза -  это не то, что даст человеку толчок, а тут меньше платить-допустим. Все имеет значение .

В. Блинов Это другая траектория. Траектория прагматически настроенной молодежи, которая начинает свой трудовой путь с реальной практики.

Редакция: В 80 е годы ПТУшник — это ругательство, а сегодня человек, который учится в колледже он студент, у него есть стипендия и уровень его образования по окончанию — это практически бакалавриат. Мало того, на третьем курсе получает достаточно проф. Знаний, чтобы устроится по специальности и уже получать деньги.

В.Блинов Очень серьезное внимание было уделено государством и этой терминологии, и проблеме престижа рабочей профессии. Вот эти огромные затраты на Ворлдскилс, на проведение чемпионатов и т.д., они сыграли свою очень важную роль. Риторика серьезно изменилась. Прижилось!

Редакция: В конце ноября Президент поручил создать автономную некоммерческую организацию по развитию движения Ворлдскилс в России. Как Вы думаете, что измениться в связи с данным решением?

В.И. Во-первых, надо поддерживать внешний образ. Без рекламы, наверное, ничего и не продашь даже очень толковое. Т. е. в информационном пространстве должен быть этот конкурс.

Редакция: Раньше была рабочая аристократия, а сейчас она есть?

 В. Блинов Безусловно есть! Я наблюдал на одном из предприятий выпускников, правда бауманки – это инженеры, которые приняли решение пойти поработать рабочими. Это не просто аристократия. Это люди, которые утром скажут: не поеду. Директор будет вынужден прислать машину. Это очень серьезная аристократия. Но я хочу сказать еще об одном. То, что сейчас идет в национальном проекте «Образование», те пять тысяч мастерских, но на самом деле их будет больше - это  планка мирового уровня, потому-что мастерская в колледже должна быть оснащена не по последнему  слову техники, а выше, которой, может быть, даже нет еще в промышленности. Волдскис дает здесь хорошие ориентиры. Там на соревнованиях используется только лучшая техника.

Редакция: Раньше на нарфак можно было поступить после армии плюс год  рабочей специальности: год на тракторе, у станка и т.д. Сейчас такие лифты существуют?

В. Блинов Сейчас все несколько проще. Те, кто имеет среднее образование в профильные вузы может поступать без всяких ЕГЭ. У нас были сомнения, что вот этот массовый приход в СПО связан с тем, что не нужно сдавать ЕГЭ. РАНХиГС долго считала, что это корень зла, но в этом году один из наших центров завершил глобальное обследование и выяснил, что это не так.

Редакция: Насколько сегодня радужны перспективы у среднего образования и насколько высшее образование способно конкурировать? Способны ли они вообще конкурировать?

В. Блинов Высшее образование - это интеллектуальная элита. Если им захочется забрать этот уровень себе, они его обязательно заберут. В виде прикладного бакалавриата или еще как -то.

Интервью на Радио России...

 

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: