Новости

Максим Дулинов для Учительской газеты: Повышение квалификации педагогов - это сфера, где изменения необходимы уже давно

​Что год грядущий нам готовит?

Традиционно в первом номере «Учительская газеты» эксперты образовательной отрасли подвели итоги года ушедшего и сделали прогнозы на год наступивший. Экспертам было предложено ответить на два вопроса: «Каковы, на ваш взгляд, главные события ушедшего года?» и «Что вы ждете нового и прорывного в образовании в 2020 году?»

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
Консолидируем усилия


2019 год - особый для системы образования, потому что 25 сентября этого года Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям был создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. Его задача - консолидировать усилия общественных организаций, государства, работодателей в целях развития системы квалификаций в образовании. В совет вошли лидеры профессионального сообщества, а его работу обеспечивает Российское общество «Знание».
Важнейшей функцией совета станут разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований, проведение экспертизы ФГОС профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию. Так, на первом заседании совета обсуждалось внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного Минтрудом России в 2015 году. В совет поступил и проект профессионального стандарта «Ректор», он находится на стадии рассмотрения. Совет будет проводить мониторинг рынка труда в сфере образования, мы сможем выявлять реально существующие и только зарождающиеся профессии и новые квалификации.
Новый СПК уже включился в работу над федеральным проектом «Учитель будущего» национального проекта «Образование»: до конца этого года в рамках федерального проекта «Учитель будущего» предстоит открытие 11 центров независимой оценки квалификации педагогов. В 2020 году нам предстоит создать центры еще в 20 регионах, также планируется разработать профессиональные стандарты или дополнительные квалификации инструктора по интернет-серфингу, веб-психолога, педагога онлайн-обучения, школьного модератора, междисциплинарного тьютора.
Нам важно совместными усилиями создать такую систему, которая бы не проявляла недоверия к учителю, а стала инструментом его развития на годы вперед. Поэтому каждый шаг работы совета сопровождается общественными обсуждениями как в очном, так и в дистанционном формате. Мы получили большое количество предложений от учителей. Среди них - придание профессиональному стандарту педагога уровневого характера, перевод, по крайней мере, теоретической части квалификационного экзамена в цифровой формат, объединение систем аттестации и независимой оценки квалификации, связь результатов оценки с индивидуальным планом повышения квалификации. Все они будут учтены при создании модели работы ЦОК в образовании и при разработке регламента оценочных процедур.

 

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:
Шаг за шагом

Конечно, главный итог года в образовательной политике - получение опыта реализации национальных проектов в сфере образования. С трудом, но выстраивается система конкретных шагов, позволяющих реально улучшать образовательные результаты. Как соруководителю экспертной группы по национальному проекту «Образование» мне приходилось работать с огромным сообществом экспертов, которые помогали обоим министерствам ясно формулировать задачи и средства их решения. Должен признаться, что это не всегда удавалось, мы иногда видим и имитацию деятельности, и неэффективные мероприятия. Но в целом мне кажется, что уроки 2019 года будут положительно влиять на дальнейшую реализацию национального проекта.
В контексте достижения цели национального проекта «Образование» важным событием года стали результаты PISA - глобального измерения качества школьного образования. Грамотность российских учеников уже не показала роста, привычного в последнее десятилетие. Пожалуй, именно в этом отношении мы ждем действий в 2020 году.
Нам нужны системные решения, которые помогут школам достичь хороших результатов для каждого ребенка. ВШЭ работает над методологией цифровой трансформации образования и тем, какой контент необходимо создавать, чтобы задать высокий стандарт качества для всей России. В Якутии Институт образования ВШЭ запустил уникальный проект - внедрение результатов исследований в практику. Пока это пилот, но в новом году мы сделаем его способным к масштабированию.
Но ни одна технология не заменит учителя. От него зависит, разовьют ли ученики интерес к знаниям, к работе в команде, креативность, критическое мышление. Знания когда-нибудь научатся передавать и машины, а живой интерес может передать только человек. Поэтому очень надеюсь, что в 2020 году учителя почувствуют позитивное влияние образовательной политики.

 

Максим ДУЛИНОВ, директор ФИРО РАНХиГС:
Все зависит от нас


Важнейшим субъектом системы образования являются учителя, именно от их профессионализма в большей части зависит успех не только национального проекта, а общества в целом. Что принес 2019‑й учителю?
Результаты апробации в 19 субъектах РФ модели аттестации учителей (2017‑2019), основанной на использовании ЕФОМ, выявили ряд проблем, показали необходимость совершенствования данной модели и выявления организационно-методических условий повышения эффективности аттестации учителей как механизма.
Сейчас проблема эффективности аттестации педагогических работников как формирующей и мотивирующей системы приобретает особую актуальность в связи с процессами формирования российской системы независимой оценки квалификации и, в частности, созданием Совета по квалификациям в сфере образования, включенного в реестр советов по профессиональным квалификациям.
В рамках федерального проекта «Учитель будущего» предусмотрено включение в национальную систему профессионального роста педагогических работников функционирования региональных центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. В 11 регионах созданы центры оценки квалификации педагогов, где они смогут получать квалифицированную помощь в своем профессиональном развитии.
Работа по созданию эффективной системы аттестации педагогических работников как формирующей и мотивирующей будет продолжена в 2020 году.
Повышение квалификации педагогов - это сфера, где изменения необходимы уже давно. У нас в стране в каждом субъекте есть институты развития образования, и это колоссальный ресурс для профессионального развития педагогов.
Но при наличии бесчисленного количества методик, подходов и практик можно сказать, что по большей части система носит формальный характер. Учителя не получают должного удовлетворения своих профессиональных потребностей, должной методической поддержки.
В рейтинге методических проблем учителей на первых местах отсутствие мотивации к использованию новых педагогических технологий обучения, недостаточное владение методикой педагогического проектирования и моделирования, неумение организовать исследовательскую, проектную работу обучающихся и… опять же отсутствие методической поддержки учителя.
Поэтому важнейшее направление в работе по преодолению этих затруднений должно быть связано с совершенствованием системы ДПО учителей.
Мероприятия, заложенные в нацпроекте «Образование», отражают эти потребности. Так, в 2019 году был запущен процесс обновления и реорганизации системы повышения квалификации учителей. Уже в 2020 году будет внедрена система непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников.
Безусловно, условия для саморазвития, повышения мотивации к овладению навыками использования современных цифровых технологий для педагога улучшатся.
Структура и содержание основной подготовки педагогических кадров пока остаются за пределами внимания. Например, в нацпроекте много мероприятий посвящено повышению профессионального мастерства уже действующих учителей и преподавателей высшей школы, но нет целостного понимания изменения системы и содержания подготовки. Как бы ни сложилась в дальнейшем судьба ведомственных программ, приоритетность в государственной политике сосредоточена на реализации национальных проектов. Выстраивая новую систему образования, мы рискуем вливать в нее молодых педагогов, не готовых к такой реальности из-за устаревших подходов к их обучению.
В конце 2019 года при Минобрнауки России создан Совет по развитию педагогического образования. В его полномочия как раз и входят выработка государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования, налаживание межвузовского взаимодействия по вопросам подготовки будущих педагогов. Хочется верить, что в 2020 году советом будет предложена стратегия развития педобразования,  продолжена разработка критериев профессионального отбора будущих учителей, что создаст условия в том числе и для повышения престижа профессии среди молодежи.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:
Не сдадим позиции!


2019 год показал, что профессиональное сообщество начинает все активнее влиять на образовательную политику в стране. К сожалению, пока это в основном выражается в недопущении не очень обоснованных решений, не случайно такая задержка по освоению средств, выделяемых на национальные проекты! А ситуация с принятием новых школьных стандартов?! Не очень радостное событие - по итогам PISA мы не только не улучшили наши показатели, но по ряду позиций опустились - по читательской грамотности и по числу школьников, не выходящих на минимальные пороги функциональной грамотности. И еще в прошлом году ушли из жизни два моих товарища, много сделавших для российского образования, - Ефим Коган и Михаил Щетинин.
В 2020 году всем нам хороших учеников и умных начальников. И пусть наступит время доказательной образовательной политики!

 

Также на вопросы «Учительской газеты» ответили Анзор МУЗАЕВ, заместитель главы Рособрнадзора, Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, Мария ЛАЗУТОВА, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018.

 

Источник: «Учительская газета»

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: