Новости

Доклад Марка Аграновича на ГФ-2020: Российское образование в контексте международных индикаторов

Реализация поставленной федеральным проектом «Экспорт образования» задачи по двукратному увеличению числа иностранных студентов до 2024 года требует поднять престиж российского образования на мировой арене.

О событии

Экспертный аналитический доклад, освещающий место российского образования в контексте международных индикаторов, был представлен на площадке XI Гайдаровского форума директором научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марком Аграновичем. Президентская Академия представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования INES. Это позволило проводить анализ по широкому кругу показателей.

Целью исследования международных образовательных показателей, отметил Марк Агранович, было не рейтинговое сравнение России с другими странами, а выявление стратегических различий между российской и зарубежными системами образования.

Анализ показал, что в России доля людей, получивших в той или иной форме третичное образование, выше среднемировой.

 «Образование тесно связано с экономическим развитием. Чем выше доля населения с третичным образованием в стране, тем выше ВВП. Это характеристика уровня экономического развития. С этой позиции мировой тенденции, ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Тем не менее статистически значимая связь образования и подушевого ВВП указывает на то, что анализ особенностей системы образования нашей страны может позволить хотя бы частично объяснить, почему Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения», – отметил в своём выступлении Марк Агранович.

В докладе отмечено, что Россия гораздо больше, чем мир в среднем, выпускает специалистов инженерных и строительных специальностей. Доля математиков, медиков и некоторых других специальностей существенно меньше.

В сфере общего образования в исследовании отмечено, что мы существенно уступаем по количеству учебных часов средним данным по ОЭСР. Это связанно не с тем, что у нас мало уроков, а с тем, что у нас короткий учебный год. На 3-4 недели меньше, чем в других странах ОЭСР.

Презентация доклада сопровождалась дискуссией о способах повышения уровня российского школьного и университетского образования, в которой принимали участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов, первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Снежана Возняк и другие эксперты. Модератором дискуссии вступила Наталья Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня».

Марина Боровская призвала обратить внимание на вопросы методической подготовки преподавателей: «За последние годы мы увлеклись научными публикациями, ослабив при этом методический ресурс. Нужно обязательно включать в индивидуальные планы преподавателей усиление методической базы».

Участниками экспертной дискуссии отмечена значимость работы, проведенной Марком Аграновичем, а также необходимость её продолжения.

Дальнейшие исследования позволят сформулировать рекомендации по корректировке образовательной политики, направленные на повышение отдачи от образования для человека, общества и экономики и эффективности использования ресурсов, вовлеченных в образование.

Презентация доклада

Открыть доклад в отдельном окне...

 

Фото

   

Видео

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: