Новости

Наталья Тарасова на Радио России

В детских садах Красноярска стали устраивать «релакс-зоны» для воспитанников. Педагоги считают, что такие уголки нужны детям, чтобы побыть в одиночестве или поиграть с друзьями.

Единого стандарта для оформления этих уголков нет. Сотрудники детских садов обустраивают их по своему вкусу. Чаще всего эти участки отгораживают шторами, застилают ковром и оставляют там много подушек. Считается, то так детям проще отвлечься, успокоиться, расслабиться и побыть наедине с самими собой. Говорим о новых формах дошкольного образования.

Эти вопросы обсуждали в прямом эфире на Радио России 28 января в программе «Разное время». Экспертом выпуска стала Наталья Тарасова, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

В детских садах Красноярска стали устраивать «релакс-зоны» для воспитанников. Педагоги считают, что такие уголки нужны детям, чтобы побыть в одиночестве или поиграть с друзьями. Такое снятие стресса необходимо? Главная задача детского сада — это социализация? А здесь наоборот получается.

Наталья Тарасова: Социализация и коммуникация. Впервые такие формы дошкольного образования были предложены отечественной практике в период 90-х годов прошлого столетия в программе «Шаг за шагом» (Step by step), разработанной специалистами Джорджтаунского университета (США). Важным принципом реализации Программы был принцип индивидуализации детей, означающий, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

В ряде авторских программ соответствующих ФГОС ДО тоже предлагаются подобные формы дошкольного образования.

Я не вижу в применении таких форм позитивного влияния на развитие ребенка, на его психику. Более того, ключевым в дошкольном образовании у нас является коммуникация и социализация, а в этих зонах уединения нет ничего содержательного. В течение прошедшего года мы занималась разработкой «Инструментария оценки качества дошкольного образования». Были разработаны специальные формы и анкеты для проведения педагогического наблюдения в детских садах. Педагоги стали запрашивать интерактивную форму для заполнения из расчета групп от 35 до 45 человек. А теперь представьте, если у нас такое количество детей в группе - о каком уединении может идти речь? Более того, одно из ключевых положений стандарта дошкольного образования  «поддержка индивидуальности и инициативности» никаким образом не связано с форматом «уединения».

Дети же не все время проводят в этих шалашах? Есть свободное время поиграть, позаниматься, но, если человеку комфортно, а мы уже признаем, что в маленьком возрасте это уже отдельно взятая личность, почему ребенок не может пойти и посидеть там, а тем более если есть психолог, который всегда может заметить нужна ли эта социализация. Для детской психики сложно адаптироваться в новых условиях.

Наталья Тарасова: Вы видимо давно не были в детском саду. Психолог в группе постоянно не находится. Если психолог есть в детском саду, то он приглашает в свою комнату, где он работает с конкретными детьми.

Хорошо, но воспитатель же может заметить, если кого-то обижают, если ребенок сидит один долгое время?

Наталья Тарасова: Представьте: Ребенок захотел уединиться спрятался в шалаше. В группе 30 человек, что будут делать все остальные дети? Пытаться залезть в шалаш, разрушить его, будут мешать, возникнет ссора…. и т.п.  Во многих  детских садах пытаются использовать такие формы, но  ребенок должен учиться общаться не только с собой, но и с детьми, и со взрослыми. Это является ключевым - научиться общаться. И педагог ему должен в этом помочь, а зона уединения для развития ребенка ничего не дает. Если ребенок постоянно стремится в такую зону уединения тогда, конечно, ему нужна помощь специалиста.

Мы дошли до того, что у нас игрового пространства для развития детей не хватает. Мы перешли на двух уровневые кровати, в том числе потому, чтобы как можно больше получить  свободного пространства в группе. А теперь мы создаем уголки уединения, которые уменьшают свободное пространство. Детские сады  стали заложниками ряда авторских программ, в которых  предлагается  организация  мест уединения как ноу-хау. Но я не вижу за этим будущего.

Это можно принять как новый метод воспитания?

Наталья Тарасова: Нет. Наоборот, у нас общество все более и более удаляется от общения. Дети переходят в гаджеты. Они перестают разговаривать. Детский сад - это как раз то время, когда в большей степени должна формироваться речь и уединение не будет этому способствовать, это будет только вредить ребенку. Это должны понимать и родители, и воспитатели.

Появились ли какие-нибудь интересные новые методы, без этих вот чил-аутов и прочего?  Может быть, действительно, кто-то продвинулся вперед и придумал что-то заманчивое и перспективное?

Наталья Тарасова: Во всех программах заложены основные требования ФГОС дошкольного образования, а ключевое в нём - это не фиксация ребенка, что он сделал или чего-то не смог сделать, а динамика его развития ребенка. Большое внимание уделяется  общению детей, игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской деятельности. Педагоги подбирают технологии,  методы и приемы, с целью обеспечения  качественного образовательного процесса.

Насколько педагоги свободны в этом поиске?

Наталья Тарасова: Педагоги абсолютно свободны. Никто их не в чем не ограничивает. И не только потому, что в статье Федерального закона «Об образовании в РФ» зафиксировано право педагога совершенно быть свободным в формах, методах и приемах, технологиях, главное, чтобы это не противоречило общим принципам системы  дошкольного образования и чтобы не навредило ребенку. То, что применяет педагог должно доказать свою жизнеспособность, быть убедительным для всего педагогического коллектива, понятным и прозрачным– почему это хорошо для ребёнка.

Зоны уединения запретить не смогут?

Наталья Тарасова: Нет, запрещать не нужно. В данном случае, если они вписываются в санитарно-гигиенические нормы (а для детского сада это очень важно!) и педагогический коллектив считает, что эти зоны уединения помогают решать педагогические задачи.

Источник: Радио России : Красноярск: в детских садах откроют чилауты с музыкой и коврами (08:12)

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: