Новости

Наталья Тарасова: Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно

В Москве 20 февраля прошел круглый стол «Компетенции современного учителя», в ходе которого чиновники, эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили необходимые современному учителю компетенции и основные проблемы, связанные с образованием педагогов.

В дискуссии приняли участие директор по развитию «Яндекс.Учебник» Дмитрий Растворов, директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России Анна Хамардюк, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова, профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета Марина Вайндорф-Сысоева, главный редактор интернет-издания «Мел» Надежда Папудогло и другие эксперты сферы образования.

Некоторые итоги дискуссии опубликовала «Учительская газета».

Учительская газета

Эксперты выяснили, каких навыков не хватает современным педагогам

Специалисты "Яндекса" провели опрос среди учителей, чтобы выяснить, каких навыков им недостает. По мнению самих педагогов, более всего им не хватает умения выстраивать индивидуальные образовательные траектории, работать с цифровыми технологиями и преподавать детям с ОВЗ.

Марина Вайндорф-Сысоева отметила, что основным требованием к учителю является наличие soft skills. Под ними понимают коммуникативность, лидерские качества, социальность, креативность и умение выстраивать диалог с учениками, базой для которых является глубокое знание предмета. Именно этих навыков, по мнению участников дискуссии, не хватает современным учителям.

– Всю жизнь педагогов обучали этим навыкам, мы просто не подразделяли их. Условия поменялись. Но те, кто должен учить этим навыкам, на данный момент в профессиональной среде отсутствуют как факт, – подчеркнула эксперт.

Эксперты отметили, что иногда педагоги неверно ставят цели и задачи своей деятельности, из-за чего у них не получается добиться желаемого результата.

– Конечно же, коммуникация, обратная связь необходимы. Но здесь я бы еще отметила, что нужна технологическая и методическая компетентность. Ее сегодня у наших учителей катастрофически не хватает, – в свою очередь отметила Наталья Тарасова, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС.

Решение проблемы эксперты видят в изменении системы профессионального образования будущих учителей. Для начала необходимо подготовить преподавателей, которые смогут обучить будущих педагогов необходимым в работе навыкам. Также в самих школах должна быть обеспечена методическая поддержка учителей.

«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно. Но наши исследования показывают: большая часть учителей озабочена скорее контролирующими функциями. Это не осознанный выбор, на их плечи просто ложится огромное количество нагрузки. И вместо того чтобы задуматься и осознать, что время изменилось, дети стали другими, общаться нужно по-новому, приходится формализовывать бесконечные структуры и планы, действовать по шаблону.

Если посмотреть на рейтинговые школы с высокой успеваемостью, то можно отметить: секрет их успеха в том, что там выстроена совершенно особая модель взаимодействия — не контролирующая, а формирующая. Услышать другого, получить обратную связь, выстроить отношения внутри коллектива и, конечно, с детьми, организовать внутреннюю систему поддержки, наставничества — все это очень важно.

Но коммуникация — это то, что сложно насадить сверху, заниматься ею нужно изнутри школы, постоянно, то есть уйти от формальностей, шаблонов, гиперконтроля.

Мы часто пытаемся ликвидировать проблемы в предметных знаниях педагогов, но забываем про все остальное. А при этом современному учителю крайне необходима еще и методическая, технологическая компетентность. Ведь что такое те самые гибкие навыки? Это умение решать сложные задачи. Но не задачи по математике, физике или химии. Имеются в виду психолого-педагогические задачи, с которыми современные педагоги, увы, часто не справляются»- сказала Наталья Тарасова.

Источник: Учительская газета

Подробней о мероприятии в статье интернет-издания «Мел» 

https://mel.fm/obrazovaniye/7839126-modern_teacher

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: