Новости

Максим Дулинов в Совете Федерации: системе СПО надо активно включаться в дискуссию о прикладном бакалавриате

На круглом столе по развитию среднего профессионального образования, прошедшем в Совете Федерации 27 февраля, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов критиковал систему государственных образовательных стандартов и предложил увеличить практикоориентированность всей системы.

В колледжи двинулись миллионы

Доступность для граждан, независимо от возраста и сферы их деятельности, всех видов образовательных ресурсов по приоритетным для региона компетенциям становится в ряд основных задач среднего профессионального образования (СПО), заявил заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк.  

«Мы сегодня делаем особый упор в нашей политике для тех людей, которые по разным причинам решили сменить профессию или специальность», - отметил он, уточнив, что с этой целью в регионах создаются Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Передовые учебные площадки станут диспетчерскими пунктами, в частности, для организации эффективной работы мастерских по опережающим программам.  

Спикер отметил, что интерес к специальностям и профессиям СПО растет. «Контингент обучающихся превысил 3 миллиона человек, а прием на эти программы составил более 1 миллиона при выпуске более 700 тысяч человек», - перечислил он.   

Замминистра пояснил в этой связи, что в рамках НП «Образование»» к 2024 году в регионах будет создано не менее 5 тыс. мастерских, которые будут оснащены современным оборудованием по одной из компетенций, а также не менее 100 ЦОПП.

«Переоснастить все колледжи за эти средства, конечно же, невозможно. Да и, на наш взгляд, не совсем эффективно. Совместно с субъектами РФ мы должны принять такие управленческие решения, чтобы инфраструктура системы СПО, ее новейшее оборудование, технологии работодателей давали синергетический эффект и позволили нам обеспечить экономику квалифицированными кадрами», - добавил он.

Каждый 14-й студент сдал независимый экзамен

Проблему конкурентоспособности выпускников колледжей в Минпросвещения России рассчитывают решить с помощью механизмов независимой оценки качества образования. «Нам очень важно сегодня перебороть систему, когда преподаватель и готовит, и принимает квалификационный экзамен», - отметил Басюк.

Тем не менее, в 2019 году демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills сдали лишь около 50 тыс. ребят в 81 регионе. То есть, каждый 14-й выпускник СПО.

Хорошо, что есть проект «Молодые профессионалы», и что за его счет будут переоснащены колледжи, переобучены кадры, согласилась директор Института развития образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина. «Но это проектные средства, которые, конечно, заканчиваются. Мы же говорим о текущем финансировании. Поэтому считаем целесообразным, так же, как в высшей школе, выделить ведущие колледжи, которые обеспечивают трудоустройство, внебюджетные доходы и тому подобное», - подчеркнула эксперт.

По ее словам, ряд этих показателей уже обсуждались с регионами. «Колледжи в этом случае получают дополнительный коэффициент, как мы говорим, “на ведущесть”, и тем самым развиваются активнее», - сказала она.

«Гайки» стандарта желательно ослабить   

Учебные заведения страшно инертны, им трудно поспевать за стремительным развитием мира. Решению «скоростной проблемы» могло бы помочь внедрение адаптивных, гибких программ, ориентированных на запрос работодателей.    

«На наш взгляд, основным тормозом для внедрения подобного рода программ служит действующая концепция и модель Федеральных государственных образовательных стандартов», - выразил мнение директор Федерального института развития образования (ФИРО) Президентской академии Максим Дулинов.

В свое время эта модель позволила сделать рывок в развитии содержания ФГОСов, качественной подготовке специалистов. «Но сегодня, к сожалению, содержание обязательной и вариативной частей стандарта очень сильно кренится не в пользу вариативной части. Это соотношение нужно менять», - считает Дулинов.

Остро не хватает системе СПО и учебной практики. Согласно тем же стандартам, ее положено не более 20% от общего времени обучения, а нужно не менее 30%, напомнил он.

По мнению Максима Дулинова, организациям СПО надо активно включаться в дискуссию о прикладном бакалавриате, которая сейчас разворачивается в системе высшего образования. Он считает, что могут быть разные подходы по разным направлениям подготовки. Часть этих программ можно опустить на уровень среднего профессионального образования.

«Может быть, это простимулировало бы и колледжи, в том числе, оценить свой потенциал и свои возможности», - предположил участник «круглого стола». Он допустил, что такое нарушение иерархичности нашей системы образования «предоставило бы колледжам, которые могут это сделать, возможность реализовать программы прикладного бакалавриата, сохраняя их в статусе высшего образования».

«Практико-ориентированная подготовка педагогов-предметников в колледжах вышла бы на другой уровень», - добавил эксперт.

Поддержав тезис о том, что ЦОППы должны стать региональными диспетчерами управления системы СПО, Максим Дулинов заметил, что в федеральном проекте «Молодые профессионалы» НП «Образование» этого положения нет.

Основная задача ЦОППов, согласно этому документу, сводится к реализации коротких программ. В этом смысле они попадают в несколько ущербную позицию, так как сильные колледжи и Межрегиональные центры компетенций не будут особо спешить поделиться с ними короткими программами.

«Необходимо определение роли каждого инструмента (и мастерских в том числе) в том наборе, который представляет собой этот государственный проект, с учетом утвержденной Стратегии пространственного развития. Федеральные проекты требуют доработки в части, позволяющей каждому региону развивать систему СПО со своими индивидуальными особенностями», - заключил директор ФИРО РАНХиГС.


Выступление Максима Дулинова на круглом столе в Совете Федерации в СМИ:

РИА Новости : Эксперт предложил готовить в колледжах прикладных бакалавров

«Системе среднего профобразования надо активно включаться в дискуссию о прикладном бакалавриате, которая сейчас разворачивается в системе высшего образования. Могут быть разные подходы по разным направлениям подготовки, часть этих программ можно опустить на уровень среднего профессионального образования. Может быть, это простимулировало бы и колледжи, в том числе, оценить свой потенциал и свои возможности, нарушить иерархичность нашей системы образования и предоставить колледжам, которые могут это сделать, возможность реализовать программы прикладного бакалавриата, сохраняя их в статусе высшего образования».

Комментарий Максима Дулинова

 

Московский комсомолец : Профессия повара в России оказалась естественно-научной

«Остро не хватает системе СПО и учебной практики. По нынешним стандартам ее положено не более 20% от общего времени обучения, а нужно не менее 30%. Гибкая, вариативная часть программ обучения также крайне мала. А чтобы хоть чуть-чуть осовременить обязательную ее часть, нужны годы. Вот подготовка кадров и не поспевает за стремительным развитием мира».

Комментарий Максима Дулинова

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: