Новости

Ольга Артеменко на заседании Комиссии при Президенте РФ: нам необходимо пересмотреть программы подготовки педагогических работников по родному языку и литературному чтению на родном языке

25 февраля 2020 года состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте Российской Федерации с участием руководителей федеральных национально-культурных автономий и членов Общественного экспертного совета.

Заседание провел председатель Комиссии, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартнес.

В работе Комиссии также приняли участие главный советник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации  по внутренней политике Сергей Баах, депутат Государственной Думы  Российской Федерации  Алексей Загребин, заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Светлана Ермакова, начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной почве ФАДН России Тимур Цыбиков, а также руководители федеральных национально-культурных автономий, члены Общественного экспертного совета и Совета лидеров молодежных этноинициатив.

Среди важных вопросов – исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2020 года, который был сформирован по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в ноябре прошлого года в Нальчике.

По вопросу заседания Комиссии «О предложениях по совершенствованию системы подготовки в профессиональных образовательных организациях педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации и литературного чтения на этих языках» выступила директор Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко.

Эксперт заявила о необходимости приведения нормативных актов Минпросвещения России, регламентирующих образовательную деятельность в части изучения языков народов России, в соответствие с понятийным аппаратом федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и его логикой.

«Во-первых, трудно представить, как можно подготовить специалиста для работы в той сфере, где нормативные правовые акты входят в противоречия с федеральным законодательством. Например, в соответствии со статьей 14 ФЗ закона «Об образовании в Российской Федерации» преподаются и изучаются в соответствии с ФГОС такие предметы как «Государственный язык РФ», «Государственный язык республик Российской Федерации», «Родной язык», в том числе самостоятельный предмет «Родной язык (русский). В реально существующих ФГОС для всех уровней общего образования и во всех его итерациях требования к таким предметам отсутствуют. Федеральные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования должны обеспечивать возможность получения образования на родных языках (статья 11, часть 5), что так же не предусмотрено нормативными актами Минпросвещения России»,  - сказала Ольга Артеменко.

В настоящее время подготовка педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации и литературного чтения на этих языках осуществляется на уровне среднего профессионального и высшего образования. Вузы выпускают учителей родного языка для основного и среднего общего образования, при этом будущие преподаватели не получая систему знаний по возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся начального общего образования, не могут вести занятия по родному языку и литературного чтения на этом уровне.

«Для преподавателей 5-11 классов по родным языкам научным коллективом  ФИРО РАНХиГС разработана программа переподготовки, которая позволяет, получив сертификат, преподавать предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальных классах.  Вузы и колледжи выпускают преподавателей начальных классов, но при этом родной язык не входит в обязательную часть основной образовательной программы. Становиться очевидным необходимость пересмотреть  программы подготовки в вузах и колледжах педагогических работников по родному языку и литературному чтению на родном языке», - заявила эксперт.

Она также обратила внимание участников расширенного заседания Комиссии на тот факт, что в профессиональных образовательных организациях при подготовке педагогических работников не дается система знаний по методике преподавания предмета, происходит подмена на использование в образовательной деятельности информационных технологий.

«Если использование информационных технологий отвечает на вопрос «Что давать?», то методика отвечает на вопрос: «Как давать, чтобы обучающийся системно, осознанно понял материал». За двадцатилетие потеря методического научного направления приводит к качественному ухудшению системы предметных знаний. Для сохранения и развития методического направления в ФИРО РАНХиГС открыта аспирантура по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки, направленности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (родной язык)» - сказала в заключении Ольга Артеменко.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: