Новости
Владимир Блинов на ОТР: Всем ли в вышку?

Вскоре высших учебных заведений в стране станет меньше. Президент России призвал продолжить борьбу с «вузами-пустышками». К ним относятся институты, в которых не дают образование, но выдают дипломы. При этом количество абитуриентов постоянно растет. По прогнозам, к 2024 году их станет больше на 15%, а число бюджетных мест в вузах сократится на 17%.
12 марта на телеканале ОТР в передаче «Прав.ДА!» эксперты в студии обсуждали вопросы высшего профессионального образования. «Ничто так не способствует процветанию, могуществу и счастью нации, как образование» - эти слова Томаса Джефферсона были взяты в качестве пролога к обсуждению.
В экспертной дисскуссии принял участие директор центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов
Всем ли в вышку? (эфир от 12 марта)
Анастасия Урнова: Президент поручил не только ликвидировать «вузы-пустышки», но и, когда это возможно, объединять их с более успешными институтами. Кроме того, глава государства поручил с 2021 года постоянно увеличивать количество бюджетных мест в региональных вузах. В ближайшие пять лет на это будет потрачено более 70 миллиардов рублей.
Я посмотрела таблицу с вузами и средний вступительный балл ЕГЭ, который требуется, чтобы туда попасть. У многих вузов с государственной аккредитацией (те вузы, которые считают государственными) требование в районе 50 баллов, а иногда бывает и ниже. Можем ли мы говорить, что это достойные учебные учреждения? И вот такой проходной балл как-то отражается на том образовании, которое в итоге получает выпускник?
Лариса Санатовская: ну, по сути что можно добавить? Мы же понимаем, почему такие низкие проходные баллы. Потому что вузы стараются выживать. То есть их востребованность не за счет их авторитетности (извините, что так говорю), а за счет кроме этой, извините, массы (в хорошем смысле слова) ребят, которые в той или иной ситуации каким-то образом все-таки не дотянули до тех высоких показателей, которые…
Анастасия Урнова: Владимир, может быть, нам надо сокращать количество вузов еще более агрессивно? И считать, что если вы берете себе учеников, которые сдают на тройку (на привычном языке), тогда, может быть, вы и не нужны, такие вузы.
Владимир Блинов: Ну, если вернуться к цитате президента Джефферсона, то хочется добавить одно слово: диплом об образовании – высшее национальное богатство. Это будет звучать примерно так.
Конечно, высшее образование не доступно всем просто в силу возможностей. И конечно же, вот тот регулятор, который стоит, с точки зрения входных требований, наверное, для нашей страны необходим.
Хотя многие страны сегодня отказались от этой практики и на первый курс принимают просто всех желающих. Это дорогостоящая практика, тяжелая, но уже в пределах первого семестра потенциальный троечник-экономист начинает понимать, что высшую математику он просто не потянет. И он принимает это решение сам. И не говорит, что его не взяли, что его выкинули, что не удовлетворили его образовательные потребности.
Анастасия Урнова: А в каких странах конкретно так происходит?
Владимир Блинов: Ну, например, Австрия. И как раз Австрия сейчас страдает от того, что… Она же член Евросоюза. Приезжают из Польши и так далее…
Анастасия Урнова: Отовсюду, наверное.
Владимир Блинов: В Конституции Австрии записано, что для граждан Австрии.
Анастасия Урнова: Владимир, адвокаты, говоря о необходимости получать высшее образование, говорят: «Ну позвольте, если вы не прошли эту ступень, то вы не научились думать. Вы хотите стать высококлассным инженером? Вы высшую математику дома с учебником не выучите». Как вот на это отвечать?
Владимир Блинов: Понимаете, есть отрасли, типа медицины, например…
Анастасия Урнова: Это очень важный пример.
Владимир Блинов: Можно быть очень хорошим человеком и даже уметь колоть уколы, но…
Лариса Санатовская: Без высшего образования никак.
Владимир Блинов: Ну никак. Именно без медицинского образования. Я считаю, что есть отрасли, которые рамку держат свою профессиональную. А есть отрасли, которые потерялись. Ну, та же самая отрасль образования сегодня фактически открыта… Ну, мы видим катастрофическое снижение профессионализма как итог.
То, о чем мы с вами говорим… Ну, вообще лет триста проблеме. И мы видим, что образование, в том числе высшее, очень часто делится на классическое, которое больше ориентировано на развитие в человеке культуры, то есть каких-то общих знаний, представлений…
Анастасия Урнова: Широкое, базовое, не профильное, не практическое.
Владимир Блинов: Пушкинский лицей – математику можно вообще не изучать. Помните, он говорил: «Ой люли, ой люли! Все нули!» Ноль – это был отказ от математики. Первая должность Пушкина была связана с подсчетом саранчи. Он справился блестяще и отправил отчет в двух строчках: «Саранча летела, летела, села, поела и опять улетела». Ну, я представляю, когда в департаменте у государя прочитали, конечно, его сразу зачистили из этой чиновничьей должности.
То есть вообще, наверное, надо думать о том, чтобы вот эти ветви разделить. У нас вообще сегодня появились… Ну, сейчас есть такой жаргон «софт скиллы», то есть «мягкие навыки/умения», то есть ничего профессионального. Человек работает на мягких навыках. Ну, вчера он управлял баней, сегодня он управляет вузом – разницы нет. Важно чем-то управлять. То есть это тоже очень интересный сюжет. И были такие направления в образовании, которые формировали только soft. А есть такие, где нужен hard.
Анастасия Урнова: Владимир, по-вашему, насколько сегодня высшее образование связано с возможностью человека стать успешным в плане карьеры, много зарабатывать, иметь хорошую должность и комфортно себя чувствовать?
Владимир Блинов: Вы знаете, я бы присоединился к мнению, что не все зависит от этого самого образования. Я вчера смотрел, кстати, запуск ракеты Маска. И я ему сочувствую, честно скажу. Надо было наших бауманцев брать с высшим образованием… Я думаю, было бы больше толку.
Но карьерный рост зависит не только от образования, давайте скажем так. Если человек мотивирован, если у него есть представления об этом росте и он готов потратить много сил, то какое бы образование у него не было, он пробьется. Но никакое, даже самое великое высшее образование человеку, который не хочет, ленив, дурно воспитан, скажем так, оно ничего не дает абсолютно.
Анастасия Урнова: Владимир, мы заговорили о том, что вузы довольно инертны. Насколько? Сколько лет должно пройти, чтобы система высшего образования догнала потребности современного мира?
Владимир Блинов: Использую старую формулу: все зависит от скорости и от импульса, который придается системе.
Анастасия Урнова: Есть абитуриенты. Это заказчики. Они либо идут в вуз, либо не идут. Вот и пинок.
Владимир Блинов: Дело все в том, что многие страны начали обманывать систему. Мы заговорили о третичном высшем образовании. И говорят: «Давайте у нас СПО тоже станет высшим». В России тоже об этом заговорили. Пусть мы скажем ребенку, что если он закончил техникум, у него тоже высшее образование.
Германия. Если вы пошли работать сразу после школы… очень успешный токарь, например. Сдали пять квалификационных экзаменов определенного уровня. Вам автоматически выдают федеральный диплом прикладного бакалавра. И вы можете дальше поступать куда угодно. То есть это система обхода и попытки удовлетворить тех, кому нужен только диплом.
А вот кому нужно образование – извините, это Гумбольдтовский университет с совершенно другими требованиями. И, по-видимому, нам, помимо ускорения и силовых методов, все равно придется искать механизмы развития. Это очень важно.