Новости

Лаборатория "Открытое образование" ФИРО займется компетентностным развитием детей и взрослых

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС создана лаборатория «Открытое образование», которая займется институализацией проектов и программ открытого образования. Ее руководителем стал доктор философских наук, российский ученый, автор и разработчик компетентностного подхода в системе образования и моделей открытого образования, автор и руководитель Российской Компетентностной олимпиады Александр Попов.

Деятельность новой лаборатории ориентирована не на определенный контингент, а на реализацию выращенного коллективом за последние 25 лет концепта. Решение кадровых и образовательных задач осуществляется исследователями в конкретных ситуациях развития с учетом особенностей корпорации, территории или группы населения. Область специализации экспертов – вопросы организационно-управленческого анализа и стратегирования, социально-экономического прогнозирования, территориального развития, маркетинговых исследований.

Среди актуальных тем лаборатории «Открытое образование» – «Применение средств анализа данных при поддержке выбора учащимися образовательной и карьерной траекторий», «Исследование роли систем дополнительного образования в развитии субъектов РФ», «Анализ использования проектно-аналитических технологий при оценке взаимовлияния системы образования и образовательных институтов городов и городских агломераций» и пр.

Группой ученых проделана огромная работа в сфере дополнительного образования. «Еще в начале 1990-х годов мы начали работать над идеями, практиками и методиками, которые предопределили ключевые положения принятой в 2019 году Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (ДОД)», - сообщил Александр Попов.

«Дебютировали с двух регионов, а побывали в результате почти в половине», - отметил эксперт. По его словам, уже на старте научная группа под его руководством осуществляла по заказу территорий оргуправленческое сопровождение и консалтинг в этой далеко не «дополнительной» для граждан сфере.

Все эти годы «команда Попова» создает цифровые образовательные и оргуправленческие инструменты, программы и дорожные карты, образовательные технологии «под ключ». Проводит тренинги, стратегические игры, олимпиады и пр.

Исследователь напомнил, что принятая в 2014 году федеральная Концепция развития дополнительного образования детей декларировала обеспечение права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение, самореализацию. Ставилась цель к 2020 году охватить дополнительным образованием 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет.

«В подготовленном тогда рабочей группой ФИРО проекте был заложен ряд наших идей. Однако должного развития они не получили», - выразил сожаление исследователь. «Благо, во многом доработанные с учетом пожеланий регионов, они становятся плотью и инструментами обеспечения майских указов Президента», - поделился он, пояснив, что цементирующий идеологию «Целевой модели...» программный подход к организации ДОД содержит в себе два смысла. Прежде всего – управленческий (системный, концептуальный), согласно которому дополнительное образование рассматривается как сфера, которая развивает регион.

С другой стороны, в рамках программного подхода базовой единицей становятся уже не учреждения, а образовательные программы. Например, «География человеческих перспектив» или «Дата-Кампус: анализ данных и искусственный интеллект». Такие программы могут создаваться в рамках федерального или муниципального учреждения, творческой группы, автономной некоммерческой организации, бизнес-структуры.

«То есть, неважно, где и кем. Важен пакет программ, отражающих спрос потребителя – родителей и молодых людей. Это и позволяет государству создавать возможности для предоставления цивилизованных образовательных услуг», - добавил исследователь, перечислив основные направления, по которым будут вестись разработки новой лаборатории. Это образование, кадровая политика и управление талантами, корпоративное и региональное развитие.

«Идеология коллектива исследователей ориентирована на продуцирование качественной междисциплинарной научной мысли, находящей применение в конкретных социальных практиках», - заключил Александр Попов.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: