Новости

Айрат Сатдыков на «Радио России»

Абсолютное большинство работодателей в России назвали дефицитными профессии инженера, а также преподавателя и врача. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду результаты совместного исследования фондов ВЦИОМ и НАРК...

Слушать запись трансляции...

В топ дефицитных квалификаций, помимо представителей редких специальностей, таких как оператор по подземному ремонту скважин, вошли также выпускники ряда классических направлений. Инженер (100% по шкале дефицитности), учитель (86%) и врач (84%) оказались в топ-10 дефицитных квалификаций, программист (41%) – в топ-20, – следует из данных опроса.

Сложившуюся ситуацию обсуждали 12 марта в прямом эфире «Радио России». Экспертом в студии стал Айрат Сатдыков, заместитель директора Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (участник рабочей группы ФИРО по разработке профессиональных стандартов).

 Радио России: Таким образом, большинство работодателей в России назвали дефицитными профессии: инженер, преподаватель, врач. Как так получается?

Айрат Сатдыков: Дело в том, что отрасли образования и здравоохранения являются очень большими. По данным Росстата в прошлом году в образовании работало 7 миллионов человек, а в здравоохранении - 5,8 миллионов. Это две большие отрасли и вполне логично, что в них большой приток, большой отток, около 20 %  - сменяемость кадров. Поэтому, мне кажется, что все логично.

Радио России: Но ведь есть две такие категории: одна количественная – та, о которой Вы говорите, а вторая - качественная.

Айрат Сатдыков:  Конечно, в среднем профессиональном образовании при приеме результаты ЕГЭ ниже, чем результаты, с которыми идут в вузы. К тому же сказывается превалирование высшего образования - его ценность большая, в частности, из-за разницы в заработных платах. Как показывают статистические данные, прирост заработной платы от среднего профессионального образования гораздо ниже, чем от высшего. Поэтому люди и идут получать высшее образование. Хотя, в среднее профессиональное образование приток растет.

Радио России: Вот вы сейчас говорите, что по результатам ЕГЭ, все те, у кого результаты хорошие - идут в вузы, а те, у кого ниже - идут в среднее образование и т.д.. С другой стороны, названы самые высокооплачиваемые сферы работы в России. Больше всего зарабатывают строители, сотрудники фитнес-центров, салонов красоты, а также представители автобизнеса. А вот самую маленькую зарплату, согласно исследованиям, предлагали в сферах образования науки, бухгалтерии и административной работы. Как раз все те, кто заканчивал вузы.

Айрат Сатдыков: Тут нужно смотреть исследования.

Радио России: Профессору необходимо подтверждать свою квалификацию, иметь публикации в иностранных изданиях, за которые нужно платить деньги. Зачем это нужно?

Айрат Сатдыков: Это индивидуальный выбор каждого человека. Рынок труда соответственно расставляет такие приоритеты.

Радио России: Ведь это мы ставим человека перед выбором. Реалии такие, что у человека нет выбора, если он все-таки живет и развивается  в обществе потребления, и у него потребительские ценности, ему главное не мир науки перевернуть, мотивация  - заработать больше денег. Вот он смотрит, где у нас высокооплачиваемые профессии. Получается, что не обязательно высшее образование.

Айрат Сатдыков: Это абсолютно так. Поэтому я и сказал, что в сфере среднего профессионального образования поток растет, и все больше и больше выпускников предпочитают идти туда, чем дальше в одиннадцатый класс.

Радио России: Сейчас в некоторых колледжах начинают преподавать курсы предпринимателей, по итогам которых выпускники смогут открыть какое-то свое дело.

Айрат Сатдыков: Да, вообще, это входит в образовательную программу, блок предпринимательства.

Радио России: Айрат сказал, что все логично, когда мы приводили список дефицитных профессий. Логично. Но обидно… Это по факту люди, которые отвечают за наше здоровье и образование. Не хватает медиков в 64х регионах странны. А как же программа «Земский доктор» или целевое обучение в вузах? Они исправят ситуацию?

Айрат Сатдыков: Может, частично и исправят. Но эта же проблема разбивается на несколько частей. Предположим, на входе в отрасль здравоохранение увеличит выпуск из вуза. Но основная проблема - в удержании специалистов в отрасли. У врачей серьезная нагрузка: 40-60 приемов в день - это не предел. Получается некое такое профессиональное выгорание и у учителей, и у врачей. Поэтому вопрос увеличения притока эту проблему не решит, основная проблема - в удержании и закреплении молодых специалистов. А дальше уж целая система мер: снижение нагрузки, повышение заработной платы, методическая поддержка в части учителей. Сейчас же инклюзивное образование в школах, ведь к таким ученикам нужно особое внимание. Учитель за 45 минут должен уделить внимание всем. На учителя ложится большая нагрузка, и ему необходима и методическая поддержка, и поддержка учительского сообщества, а не только давление в виде отчетности и т.д..

Радио России: Многие учителя жалуются, что огромная доля нагрузки уходит на заполнение огромного количества бумаг и документов. Такая бюрократизация процесса обучения – это те самые гири, которые не пускают нас в светлое будущее. Если учитель большую часть времени занимается отчетной работой, а не тем, чтобы учить детей.

Айрат Сатдыков: К сожалению, да. Бюрократизация есть и она нарастает. У нее много причин.

Радио России: А какие?

Айрат Сатдыков: Мне кажется, что она связана с неким уходом от ответственности руководства, затем руководства департаментов. И за счет этих бумаг создается видимость деятельности, и если что, всегда можно подложить бумагу.    

Радио России: Такая же история не только в сфере образования, но и в сфере медицины. В целом на рынке, на одну вакансию, приходится 5-6 резюме. Это хорошая конкуренция?

Айрат Сатдыков: Вообще да, но нужно смотреть. Это же общий показатель по России. Если посмотреть в регионе, то получится, что вакансий много, а все резюме сконцентрированы в ближайшем крупном городе.

Радио России: У крупных городов, Москвы и Питера, не хватает специалистов, которые связаны с бизнесом и IT, а вот в Сибири и Хакасии - нехватка водителей. Как решить этот вопрос?

Айрат Сатдыков: Это вопрос, который выходит и за пределы системы образования. Это вопрос общерегионального развития. Я уже говорил, что нужно повышать заработную плату , но она упирается в миллион ограничений дальше: как повысить зарплату, откуда ее взять и т.д.. Сейчас в том же исследовании НАРК говорится так же и об инженерах,  если посмотреть статистику выпуска инженеров их выпускается больше всего.

Радио России: Раньше 100 рублей получал инженер, а какой-нибудь токарь, который работал с ним в одном цеху, в три раза больше. Сейчас такая же история?

Айрат Сатдыков: Примерно да. Вот например сварщики – это одна из успешных групп, ее везде приводят, у них успешный совет по проф. квалификации, они много денег получают. Это такая рабочая элита. Инженерные специальности нужно смотреть. В успешных отраслях - трубостроении, химической промышленности - они получают достойные деньги.  В отраслях, скажем так, устаревших, их заработная плата оставляет желать лучшего.

Радио России: Раньше была тарификация квалификации. Он был слесарь 1,2,3,4,5,6 разряда. Если он переходил с одного места работы на другое, он показывал свою квалификационную книжку, и все уже знали, что ему нельзя платить меньше. А сейчас он куда он с этой книжной?

Айрат Сатдыков: Социалистический способ хозяйствования, в том числе управление человеческим капиталом, если его можно так назвать, был такой. Но мы от этого ушли, и возврата нет. Да, это рыночная система ценообразования, и для Российского рынка труда характерен большой разброс заработной платы и по отраслям и внутри отраслей. Поэтому, говоря об инженерах, происходит большой переток на специалистов, которые заканчивают СПО. В высшем образовании есть отток в сферу услуг, например. В сфере услуг больше платят.

Радио России: Может делать срез дефицитных профессий в России и открывать бюджетные места в университетах в среднем образовании. Но тут возникает вопрос, пока люди будут учиться, эти профессии по-прежнему будут дефицитными? Как быстро все меняется?

Айрат Сатдыков: Конечно! Временной лаг от поступления до выхода - 4 года. Сложный вопрос, как прогнозировать дефицитные профессии, будут ли они на момент выпуска специалиста дефицитными. Скорее всего, будут. Вопрос в том, придут ли молодые специалисты в отрасли? Как я уже сказал, инженеров выпускается много, а профессия "инженер" все равно дефицитная.

Радио России: Выпускается много, но они туда не идут. Может быть, потому что больше бюджетных мест?

Айрат Сатдыков: Да. Такое решение было принято, и оно реализуется.

Радио России: Значит, не работает?

Айрат Сатдыков: Да. И мне кажется, что тут вопрос как раз и в коротких программах. При выявлении дефицитных профессий поддержка бизнеса необходима. Простое увеличение выпуска является отложенным решением в перспективе 4-х, 6-ти лет.

Радио России: Какой у нас вектор развития? Что нам нужно сделать? Какие программы нужны?

Айрат Сатдыков: Непростой вопрос. Каждый человек смотрит из своей сферы. Я смотрю из сферы образования, и мне кажется, нужно прийти к тому тезису, который в нашей Конституции установлен, что Россия является социальным государством, и сделать социальную сферу приоритетной, как на федеральном уровне, так и на региональном.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: