Новости

Образование "на карантине": мнения экспертов, анализ, прогнозы, сценарии развития

Мы начинаем публикацию еженедельных экспертиз, проводимых специалистами ФИРО РАНХиГС. Общая задача мониторинга: понять, как развивается российское образование в условиях перехода на онлайн-режим в период самоизоляции.


 

Система дошкольного образования в период пандемии

Авторы: Тарасова Наталья Владимировна, руководитель НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пестрикова Светлана Михайловна, заместитель директора Центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС

В анонимном онлайн-опросе приняли участие 8815 человек – руководители, педагогические работники и специалисты дошкольных образовательных организаций из 83 субъектов Российской Федерации... География исследования представлена 83 субъектами Российской Федерации.

Читать подробнее...

 

Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты

Авторы: Тарасова Наталья Владимировна, руководитель НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пастухова Ирина Павловна, заместитель директора по науке НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пестрикова Светлана Михайловна, заместитель директора Центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС

Аналитические материалы содержат результаты анализа международной практики дистанционного обучения в условиях пандемии, российских опросов проблем дистанционного обучения, исследование готовности субъектов образования к дистанционному обучению и влияния новых условий обучения на образовательные результаты учащихся.
...В связи с тем, что одним из последствий перехода на дистанционный режим обучения стали значительная перегрузка учителей, рабочий день которых фактически увеличился, а также трудности психологической адаптации учащихся и родителей к дистанционному формату учебной деятельности, необходимо разработать систему мер организационно-методической и психологической поддержки всех субъектов образования.

Читать подробнее...

 

Возможные сценарии проведения Единого государственного экзамена в зависимости от распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Рабочая гипотеза: те обучающиеся, кто готовился к ЕГЭ с высокой мотивацией напишут задания как минимум не хуже, чем при отсутствии пандемии. Будет наблюдаться феномен «гиперконцентрации» - часть таких высокомотивированных обучающихся напишут ЕГЭ даже лучше. Но в целом общий уровень оценок за ЕГЭ может быть ниже по причине все-таки преобладания обучающихся с низкой мотивацией.

Читать подробнее...

 

Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР.

Автор: Агранович Марк Львович, директор научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС

...Необходимость поддержания связи с учителями вызвана и тем, что при самостоятельном обучении сопровождение со стороны учителя также необходимо в связи с низким уровнем критического мышления у детей. Согласно оценке PISA 2018, даже среди 15-летних учащихся, в среднем по странам ОЭСР, лишь 1 из 9 человек, основываясь на косвенных подсказках, смог отличить достоверный факт от частного мнения.
...В то же время само по себе технологическое обеспечение школ не связано с более высокой академической успеваемостью школьников: в среднем по странам ОЭСР один дополнительный компьютер на каждого учащегося в школе был связан с 12-балльным снижением показателей чтения до учета других факторов и с 6-балльным снижением после учета социально-экономического статуса учащихся и школ.

Читать подробнее...

 

Как пандемия скажется на качестве образования, если продлится больше 3-6 месяцев?

Автор: Илюхин Борис Валентинович, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

Как показала практика 6-7 апреля, именно характеристики оборудования, на котором размещены информационные ресурсы и объем передаваемой информации являются критически уязвимыми звеньями в этом процессе на данный момент...

Читать подробнее...

 

О тенденциях и принимаемых мерах в мировых системах образования в связи с пандемией вируса COVID-19, используемых образовательных технологиях и цифровых приложениях

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

По мере того как системы массово переходят на электронное обучение, цифровой разрыв в связях, доступе к устройствам и уровням квалификации приобретает все больший вес. Например, в благополучных семьях с большей вероятностью есть родители с более высоким уровнем цифровых навыков, которые могут поддерживать обучение детей, которые не могут посещать школу....
...Обучающиеся из менее обеспеченных семей имеют меньше шансов получить такую поддержку, что означает, что они рискуют еще больше отстать. В этот период необходимо уделять особое внимание тем, кто наиболее уязвим не только физически, но и академически и психологически

Читать подробнее...

 

Мониторинг информационного пространства по вопросам общего образования в период пандемии

Автор: Корнилова Елена Валентиновна, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

К концу недели стало появляться все больше официальных сообщений органов государственной власти о том, что кризис, связанный с техническими сбоями в сфере дистанционного обучения, якобы в большинстве случаев преодолен. В блогах студентов, школьников и преподавателей все больше вопросов, "зачем идет этот взаимный обман". Реализуется не больше 10-15% запланированной программы. Все ждут, когда снимут карантин.

Читать подробнее...