Новости

Модели самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представили на онлайн-семинаре в ФИРО РАНХиГС

Более 600 педагогов из 85 регионов страны приняли 14 апреля 2020 года участие в онлайн-семинаре «Экспертное обследование внедрения моделей самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительном образовании».

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Ольга Колударова отметила, что тема охвата услугами дополнительного образования данной категории учеников из раза в раз звучит на Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних. Необходимость обеспечить досуг для детей именно этой группы вытекает и из статистики, поступающей в ведомство.

«В 2019 году в рамках проекта с коллегами из РАНХиГС были разработаны две основные модели проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Это модель творческой самореализации и модель социальной самореализации. Процесс их апробации стартовал в 2020 году», – пояснила она, выразив благодарность всем десяти регионам, которые присоединились к эксперименту.

Организации дополнительного образования детей не закрываются в каникулярное время, заверила чиновница, отвечая на вопросы педагогов. «Это дает возможность и в летний период продолжить апробировать соответствующие модели», – резюмировала она.

Выступившая модератором мероприятия ведущий научный сотрудник НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС, руководитель проекта Ирина Попова отметила, что в его рамках взаимодействуют 77 образовательных организаций общего и дополнительного образования, 1898 учащихся, чьи семьи дали согласие на участие в этом проекте.

«Мы опираемся на действующий с 1998 года Федеральный закон № 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Он охватывает 11 категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», – уточнила исследователь.

По словам заведующей кафедрой психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ), вице-президента Российского общества Януша Корчака Ирины Демаковой, сегодня подростки не только России, но и всего мира стали детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

«Это делает еще более актуальными вопросы, которые мы рассматриваем в нашем проекте», – сказала она, комментируя свое участие в онлайн-мероприятии.

В течение 30 лет эксперт руководит международным интеграционным Корчаковским лагерем «Наш дом», основанным студентами и преподавателями МПГУ. «С 1993 года мы собираем детей разных социальных групп и с разными возможностями, ограничениями. Подготовлено около 350 вожатых из 9 стран мира. Прожитые вместе эмоции, опыт, победы держат многих из них вместе до сих пор», – поделилась Демакова.

Она добавила, что «многие корчаковские принципы, его идеи могут помочь нам работать с детьми в сложных ситуациях».

Федеральный эксперт проекта, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Илья Евтушенко отметил, что категория лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится все более распространенной. В то же время все шире и чаще, по его мнению, таких детей привлекают различные формы дополнительного образования.

«Это дает достаточно серьезные результаты и в плане подготовки к самостоятельной жизни, способствует ослаблению и преодолению имеющихся нарушений в познавательной деятельности, трудностей в общении с окружающим социумом», – акцентировал спикер.

Признав наличие «профессионального пессимизма» у педагогов, взаимодействующих с «не такими детьми», он привел примеры, опровергающие устоявшиеся стереотипы относительно ребят с особенностями в развитии.

«Мы знаем, что глухие прекрасно танцуют, умственно отсталые прекрасно мастерят, принимают участие в различных спортивных состязаниях. Все это благоприятно влияет на их последующую социализацию», – перечислил он.

Масштабное исследование связано прежде всего с улучшением качества жизни воспитанников, с организацией таких условий, чтобы они почувствовали себя нужными. «И здесь важно, чтобы средства сбора информации не становились самоцелью», – подчеркнула заместитель заведующего лаборатории интеграции искусств и культурологии Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Ольга Стукалова.

В рамках государственного контракта Минпросвещения России по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, Федеральный институт развития образования РАНХиГС реализует двухлетний проект «Разработка и апробация моделей социальной самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования».

Для успешной реализации задач майского, 2018 года Указа Президента необходимо создание условий для позитивной социализации особых категорий детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цифры Росстата за период 2013 – 2018 года указывают на низкие показатели вовлеченности данной категории ребят в услуги дополнительного образования (менее 5% охвата). Это позволяет говорить о дефицитах в удовлетворении образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей из семей беженцев и переселенцев, детей, находящихся в конфликте с законом и пр.

Проект по внедрению моделей самореализации учащихся, реализуемый ФИРО РАНХиГС, призван найти научно-методическое решение этой проблеме.

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ МЕРОПРИЯТИЯ...
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: