Новости

Наталья Тарасова для НьюИнформ об идее создания онлайн-школы «ВКонтакте»

Создание стабильной отечественной платформы для онлайн-образования - это позитивная идея, которая будет широко востребована и после пандемии, считают эксперты.

Новая образовательная платформа на основе привычного россиянам «ВКонтакте» будет гораздо стабильнее и безопаснее существующих зарубежных аналогов, считает директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Тарасова. Об этом она рассказала изданию «НьюИнформ», подчеркнув, что эта система будет и проще для освоения.

Министерство просвещения и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ занялись совместной разработкой платформы для дистанционного обучения, интегрированной в известную социальную сеть «ВКонтакте».

На сайте планируется разместить специальный образовательный раздел с одобренной государством информацией, тематическими сообществами, чатами и приложениями. Раздел наполнят электронными книгами и учебниками, лекциями и онлайн-уроками.

Новый сервис будет использоваться не только в условиях самоизоляции, но и после. Новую платформу собираются интегрировать в общеобразовательную систему таким образом, чтобы физические уроки дополнялись онлайн-материалами.

Наталья Тарасова объяснила, что решение о создании новой отечественной платформы было принято не случайно. Она рассказала, что органами власти, крупными разработчиками и другими организациями были проведены масштабные исследования, которые показали недостатки действующей сегодня системы дистанционного обучения.

«Оказалось, что 60% педагогов не готовы работать в условиях дистанционного обучения. А другие 40% столкнулись с тем, что не созданы определенные технические условия для консультационной помощи при работе. У нас есть определенные образовательные платформы. Более того, многие крупные компании бесплатно предоставили доступ к своим платформам. Есть официальная платформа со всеми материалами – это Российская электронная школа, если для Москвы говорить, то это Московская электронная школа, а также другие ресурсы. Но, как выяснилось, чтобы воспользоваться этими материалами для проведения занятий учителям требуются не только навыки владения этими технологиями, но и качественный широкополосный интернет», - пояснила Тарасова.  .

Она отметила, что образовательные системы при работе начали очень сильно подвисать, поэтому преподаватели были вынуждены перейти на использование других сервисов, таких как Zoom и Skype, и столкнуться с их незащищенностью от взломов.

«Многие преподаватели транслировали уроки через Zoom и Skype, но в некоторых регионах их даже запретили использовать, поскольку они не защищены. Важный момент в том, что эти системы также не наши. Поэтому правительство приняло логичное решение создать свою аналогичную систему, некую видеоплатформу, в которой, как мне кажется, будет обеспечена гарантия безопасности и возможность качественно работать», - отметила Тарасова.

Эксперт подчеркнула, что она очень рада созданию именно российской платформы, поскольку таким образом можно избежать многочисленных рисков, связанных с использованием зарубежных ресурсов.

«Мы рискуем, постоянно пользуясь только зарубежными IT-технологиями. В любой момент их отключили или произошел какой-то сбой – и мы не имеем вообще ничего», - пояснила она.

Тарасова объяснила, что платформа «Вконтакте» также была выбрана неслучайно. Сервис востребован и знаком многим людям, поэтому и сложностей с освоением онлайн-школы даже у возрастных педагогов должно возникнуть меньше.

«Формат сервиса не является новым, чтобы вызвать какое-то отторжение. Большая часть людей – и учителей, и учеников, и родителей, уже давно в этой системе. По крайней мере, новый сервис будет более понятным и несложным в работе», - заявила эксперт.

Она предположила, что разработчики онлайн-школы обязательно предусмотрят определенные решения, чтобы образовательная и развлекательная часть ресурса не смешивались между собой, и чтобы дети не отвлекались во время занятий. По ее мнению, этим вопросом должны совместно заниматься рабочие группы, состоящие и из технических специалистов, и из специалистов по контенту.

«Разработчики должны предусмотреть какие-то «заглушки», чтобы ученики занимались именно образованием, а не развлекались. Основная задача состоит не в том, чтобы вовлечь их в какое-то новое игровое пространство, а чтобы, наоборот, создать условия для более качественного прохождения дистанционного обучения. Скорее всего, это уже прорабатывается», - отметила Тарасова.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС и кандидат экономических наук Дмитрий Логинов также отметил, что инициатива создания нового образовательного сервиса ему импонирует.

«Мне кажется, что это хорошая инициатива, как и все процессы, способствующие оптимизации процесса дистанционного обучения. Очевидно, что школьников необходимо учить несмотря на ситуацию, в которой мы находимся и также очевидно, что система образования была не готова к тому, что придется функционировать в этих условиях долгое время. Это не претензия к российской образовательной системе, а факт, с которым мы все столкнулись. То, что образовательная система старается найти возможности для того, чтобы обучение проходило наиболее эффективно и сталкивалось с меньшим объемом трудностей – это позитивная ситуация», - заметил он.

Логинов отметил, что многое будет зависеть и от того, как проект будет реализован. Он считает, что необходимо будет провести колоссальную работу, чтобы сервис далее мог функционировать в дополнение к обычной школе.

«Это история долгоиграющая. Ситуация с коронавирусом, возможно, разрешится уже в ближайшие месяцы, и следующий учебный год уже начнется в привычном ключе, однако инструменты дистанционного обучения можно будет оптимизировать и использовать. Это большая работа, это работа многолетняя. И нельзя забывать, что большое количество проблем есть не только в плане технологии, но и в плане образовательных практик. Их тоже нужно будет приспосабливать к дистанционной системе», - рассказал эксперт.

На вопрос о том, не станет ли проблемой наличие на одной платформе с образовательным ресурсом большого количества развлекательных сервисов, Логинов ответил, что онлайн-системы, возможно, уйдут от разграничения этим сфер в принципе.

«Я думаю, что онлайн-системы все меньше будут разграничивать образовательную и развлекательную составляющую, а все больше будут приходить к онлайн коммуникационным системам, в которых неизбежно будут разные элементы. Мы не должны забывать о том, что образование –это не только получение знаний и их контроль. В широком смысле образование – это в том числе и коммуникационные навыки», - сказал эксперт.

Юлия Воронцова

Источник: Информационный портал New Inform
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: