Новости

В ФИРО РАНХиГС спрогнозировали варианты проведения ЕГЭ в 2020 году

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС определили оптимальные варианты организации Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Основного государственного экзамена для девятиклассников (ОГЭ) и Всероссийских проверочных работ (ВПР) в условиях пандемии коронавируса исходя из динамики распространения инфекции.

По мнению автора прогноза, ведущего аналитика Научно-исследовательского центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС, кандидата политических наук Антона Дождикова, Единый госэкзамен сохраняет очевидный приоритет по отношению к другим процедурам оценки качества образования.

Изменение формы ЕГЭ на дистанционную (онлайн) в настоящее время, по мнению эксперта, невозможно. Отсюда единственно целесообразный вариант решения проблемы «ЕГЭ-2020» – замена (перенос) сроков испытания и распределение экзаменационных сессий по времени.

«Параллельно, с учетом возможности вспышки аналогичных или более серьёзных эпидемий, необходимо в среднесрочной перспективе разрабатывать варианты дистанционного ЕГЭ, единого метапредметного онлайн-экзамена, дистанционного творческого экзамена и других процедур аттестации выпускников школ в дистанционном режиме», – говорится в тексте исследования, подготовленного экспертом.

По его мнению, проведение Единого государственного экзамена должно быть подчинено логике борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и основываться на оценках фактической эпидемиологической обстановки в регионах. Иначе говоря, до появления устойчивой тенденции к снижению количества инфицированных, старт кампании ЕГЭ-2020 и схожих мероприятий скорее неприемлем.

Опираясь на различные экспертные мнения о динамике распространения коронавируса, аналитик рассматривает несколько возможных сценариев проведения ЕГЭ, называя его «процедурой, критически важной как для системы образования России в целом, так и для самих участников экзаменационного процесса».  Он подчеркивает, что несмотря на существование подробных математических моделей зависимости эпидемического процесса от жесткости принимаемых ограничительных и противоэпидемиологических мер, точный прогноз развития инфекции представить пока трудно.

Как правило, большинство подобных графиков предполагают равномерное распространение заболевания по территории того или иного государства с выявлением отдельных очагов массовых заражений. В России, в силу географических характеристик и социально-экономических особенностей регионов, реальная текущая ситуация может отличаться от классических моделей.

Ключевые сценарии развития эпидемии: «оптимистический», «пессимистический», «промежуточный»  

Существует, по мнению исследователя, три сценария развития эпидемии.

Оптимистический вариант предполагает, что к концу мая 2020 года будет достигнут перелом в распространении болезни, и количество новых выявленных фактов заражения существенно уменьшится.  В этом случае преобладающая часть процедур оценки качества образования будет смещена по времени на середину и конец лета или, возможно, на осень. «Данные изменения потребуют определенных организационных усилий и дополнительной работы для обеспечения противоэпидемиологической безопасности. Но в целом они сохранят работу системы на прежних принципах», – отмечается в аналитической записке.

Пессимистический вариант противоборства с вирусом предполагает сохранение карантинных и ограничивающих мероприятий до осени, а то и до окончания 2020 года. Тогда оценка качества образования через ЕГЭ и другие подобные процедуры в нынешнем году вряд ли будет востребована, допускает аналитик.  

Он добавляет, что необходимо учитывать также вероятность промежуточного, «субэкспонентоциального» сценария, предполагающего развитие эпидемии по варианту между «оптимистическим» и «пессимистическим» с выходом на другие возможные модели распространения COVID-19: например «Вторая волна», «Острова» или «Хроника».

Сценарий «Вторая волна» предполагает развитие инфекции осенью– зимой 2020 г., возможное повторение последующих волн со смягчением последствий каждой из них в случае отсутствия серьезных мутаций вируса. Часть оценочных процедур, в том числе ЕГЭ, может быть проведена в период «седла». Ориентировочно – это вторая половина лета. Данный сценарий имеет определенные шансы на реализацию с учетом аналогий с эпидемиями гриппа.

Сценарий «Острова», пожалуй, в максимальной степени учитывает специфику регионов РФ, а также разную совокупность мер, принимаемых местными властями. В рамках его реализации первую волну эпидемии принимает на себя Москва, Московская область, а затем и другие города-миллионеры. В целом такой сценарий предполагает, что после преодоления определенного пика количество зараженных будет снижаться. В некоторых территориях, возможно, будут иметь место локальные вспышки заболевания в связи с перемещениями граждан между регионами.

Стратегии подготовки к ЕГЭ

Приводится три варианта стратегий подготовки к Единому госэкзамену, соответствующих разным траекториям развития эпидемии.    

Стратегия «Проведение ЕГЭ с рациональным смещением сроков» (план «А») может быть реализована при условии, что пик пандемии пройден, а падение графика количества новых заражений стало устойчивым.

«Те экзаменуемые, кто готовился с высокой мотивацией, напишут ЕГЭ как минимум не хуже, чем если бы они сдавали экзамен при отсутствии пандемии. За счет феномена гиперконцентрации часть таких ребят достигнут даже лучших результатов. Но общий уровень оценок может оказаться несколько ниже – по причине наличия значительной доли обучающихся с низкой мотивацией», – прогнозирует исследователь.  

Для нивелирования указанных тенденций предлагается пропорционально изменить общую сложность заданий ЕГЭ в количественном измерении.

Среди возможных организационных и санитарных мер отмечается необходимость, в частности, обеспечить «социальную дистанцию» в 1,5 – 2 метра (редкая посадка, не более 8 – 10 человек в стандартной аудитории) между экзаменуемыми.

Применение дезинфицирующих средств, медицинских масок, одноразовых персональных комплектов из герметичных пакетов (ручка, бумага/бланки). Кварцевание и протирка дезинфицирующими растворами всех поверхностей кабинета после экзамена для каждой группы школьников.  

Проблемой реализации плана «А» является, по мнению аналитика, необходимость гарантированного исключения возможности негативных последствий.

Стратегия «Проведение ЕГЭ с непропорциональным смещением сроков» – в зависимости от эпидемиологической ситуации в конкретном регионе (план «В») – включает в себя все мероприятия плана «А», а также подготовку большего количества вариантов ЕГЭ, с учетом как минимум трех волн проведения его для регионов; сокращение количества самих экзаменов и пр.

И, наконец, стратегия «В случае задержки пика пандемии» (план «С») предполагает, помимо мероприятий планов «А» и «В», 1) перенесение экзаменов на август (начало осени) в зависимости от эпидемиологической обстановки, 2) параллельную проработку с Минобрнауки России особенностей осеннего зачисления в вузы, 3) оптимизацию программ первого курса обучения.

Источник: официальный сайт РАНХиГС

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: