Новости

Борис Илюхин для "Комсомольской правды": Нужно вернуть предмет "логика" и учить детей осмысливать информацию

- Может показаться, что появление электронных источников информации сделало общение между наставником и учеником ненужным, - говорит директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. - Это совсем не так. У нас масса источников с огромными объемами текстов, видео, картинок, звуков и чего там только нет. Нет главного - объяснения, зачем человеку все это. Знания и навыки XXI века - это не только информация, но и мотивация к ее получению и осмыслению. В этом плане никакие образовательные технологии не заменят общения с учителем, наставником - человеком, который передает не только формальные знания (это действительно теряет вес в современном мире), но и мировоззрение, отношение к жизни, людям. Здесь роль учителя бесценна. В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов очень точно это отметил.

Конечно, развивать дистанционное образование необходимо, но полностью от традиционного (в нашем с вами понимании) образования отказаться невозможно. Даже в далеком будущем - лет через 20 - 30.

Главное условие успешности дистанционного образования - мотивация ученика на его получение. При этом, конечно, важны форма, технология. Глупо заставлять читать отсканированный учебник или бесконечно решать появляющиеся на экране примеры - это совсем не дистанционное образование, а профанация обычного. Но если знаешь «зачем» - вынесешь любое «как».

Многие создатели успешных продуктов для «дистанта» активно внедряют короткие видеосюжеты, интерактивные опросы, элементы игровых технологий. Появилась целая отрасль по производству продуктов для дистанционного образования. Создатели используют различные психологические и новые педагогические приемы, 3D и много чего еще. Неизбежно произойдут изменения в педагогике как науке. С учетом цифровизации изменится дидактика - наука о формах, средствах и методах обучения. Но ничто не заменит необходимости думать - обрабатывать, осмысливать полученную информацию.

В этом плане, полагаю, сильно измениться должна будет школа. Она должна будет учить думать не на словах, а на деле. Обилие информации, окружающей нас, возможно, приведет к обсуждению возвращения в школьную программу предмета «логика» - очень важным становится умение выделять недостоверную информацию, соотносить информацию из разных источников, критически ее оценивать и т. д.

По поводу успешности «дистанта». За этот месяц много общался с коллегами, экспертами в области дистанционного образования из разных регионов страны. Общее наблюдение - те, кто хочет учиться, получают удовольствие (нет необходимости сидеть за партой - включил и слушай, при этом лежи, ешь, и никто тебе ничего не скажет). А те, кто не хотел, рассказывают о проблемах подключения к интернету, отсутствии компьютера, шуме и т. д.

Зарубежные примеры говорят о том же. Но, как показала практика, красивая «обложка» не является залогом успеха продукта для «дистанта».

Огромное значение в дистанционном образовании имеет роль семьи. Намного больше, чем в обычном. Как просто сказать - иди в школу, надо учиться! И как сложно, находясь с ребенком дома, не шуметь, поддерживать его в получении знаний, гордиться им, а не отмахиваться от его вопросов. Помогать в поиске источников информации и обеспечивать комфорт его обучения.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: