Новости

Борис Илюхин прокомментировал принятие закона, позволяющего правительству не проводить ГИА

2 июня 2020 года Совет Федерации поддержал закон, затрагивающий интересы нескольких миллионов российских старшеклассников. Речь идет о признании результатов текущей успеваемости в качестве основания для выдачи выпускникам 9-х и 11-х классов школьных аттестатов. Данный законопроект, которому присвоен № 953580-7, как сообщил «Интерфакс», посвящен неотложным мерам для борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Согласно пункту «е» ст. 18 этого документа, правительство РФ наделяется правом в текущем году принимать решение «о признании результатов промежуточной аттестации старшеклассников в качестве государственной итоговой аттестации».   Закон вступит в силу после подписания президентом.

Что означает этот пункт на практике? За комментарием корреспондент сайта Президентской академии обратился к директору Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Борису Илюхину.

«Известно, что освоение образовательных программ дети завершают государственной итоговой аттестацией (ГИА). Это может быть Единый госэкзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ) для выпускников с ОВЗ и так далее. Соответствующее положение прописано в законе "Об образовании в РФ"», – отметил он.

«В то же время вызванная пандемией COVID-19 инициатива Минпросвещения России освободить от Единого госэкзамена часть одиннадцатиклассников, которые не планируют в этом году поступать в вузы, а также не проводить в 2020 году ОГЭ, потребовала внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты», – добавил эксперт.  

«Это абсолютно необходимый, я бы даже сказал вынужденный законодательный акт», – отметил он, подчеркнув, что «речь в одобренном Совфедом документе идет не об отмене государственной итоговой аттестации, а о передаче правительству права в определенных ситуациях ее не проводить».

По словам Бориса Илюхина, законодательно очерченное правовое поле, в котором живет наше учащееся поколение, выглядит следующим образом. Текущие четвертные, полугодовые, а где-то триместровые отметки преобразуются на финише каждого очередного учебного цикла в годовые, согласно правилам математического округления.

Школа, кроме того, может самостоятельно установить, например, годовую контрольную работу как промежуточную аттестацию, успешные результаты которой обусловливают допуск к государственной итоговой аттестации. Или за результаты промежуточной аттестации принять годовые отметки. «А еще в 11-м классе уже много лет проводится итоговое сочинение, а в 9-м классе введено устное собеседование как форма допуска к ГИА по русскому языку», – напомнил он.

В выпускных классах решение о допуске к государственной итоговой аттестации обычно принимается образовательной организацией. Это же правило относится и к ребятам, которые учатся в форме семейного образования. Они тоже обязаны продемонстрировать педагогическому совету свои знания на этапе допуска к ГИА, это понятно и естественно.   

«При этом к ГИА не допускаются дети, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по предмету: ее им придется исправлять. А при наличии нескольких неисправленных «неудов» по разным дисциплинам аттестат не может быть выдан в принципе», – конкретизировал эксперт, уточнив, что так было вплоть до грянувшего этой весной форс-мажора, когда «в виде исключительной меры предстоящий в июле ЕГЭ-2020 отвязали от государственной итоговой аттестации». Последняя в силу наступления известных обстоятельств неотвратимой силы заменена на получение аттестата по текущим годовым отметкам.

Отвечая на вопрос, не станет ли это решение поводом для завышения учителями данных отметок под давлением лоббирующих свои интересы родителей и учеников, эксперт предположил, что риски отступления от объективности школьной аттестации могут теоретически лежать в двух плоскостях.

Прежде всего, «отвязка ЕГЭ от ГИА» могла бы коснуться интересов потенциальных медалистов. Ведь им для получения медали «За особые успехи в учении» нужны все годовые «пятерки». Однако данное правило определяет мотивацию этой категории учеников уже два года, как минимум, начиная с поступления в 10-й класс. «Так что с этой точки зрения для кандидатов на медаль по сути ничего не изменилось», – сказал он.

Другой риск необъективности мог бы гипотетически коснуться результатов аттестации ребят, которые имеют шанс не получить аттестат. Но среди сдающих ЕГЭ (как правило, высокомотивированных учеников, взявших осознанный курс на высшее образование) доля таких школьников обычно не превышает 1 – 3%.

«Что же касается девятиклассников, то ежегодно мы констатируем наличие доли детей (в некоторых регионах до нескольких процентов), которые не справились с государственной итоговой аттестацией и остались без аттестата. Обычно они либо остаются на повторное обучение, либо уходят на семейное образование, снова готовятся в течение года и идут сдавать ГИА. Но зачастую снова неуспешно. В итоге в некоторых субъектах федерации нарастающим итогом статистика таких детей умножается. А в этом году они свой аттестат за 9 классов наконец получат», – уверен эксперт.

В целом временное освобождение от ЕГЭ части выпускников 2020 года не должно стать поводом для сомнений в его эффективности. Тем более, для отказа от этой формы испытания с более чем 10-летним стажем штатного режима. «Это все равно что из медицинского плана обследований вычеркнуть измерение температуры, – привел пример Борис Илюхин. – ЕГЭ – объективный градусник, который показывает адекватные результаты образовательных достижений выпускников. Более того, упомянутая прослойка неуспешных на ГИА детей как раз и побуждает задуматься об улучшениях системы образования, которые решат их проблемы».

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: