Новости

Директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: "Никакие цифровые суррогаты не могут заменить опыта реальных производственных отношений"

О том, что такое «цифровая дидактика профессионального образования», о перспективах превращения организаций СПО в «предвузы» и о трудностях «испытания деньгами», которое проходит 4-тысячный пул профессиональных колледжей России, корреспондент сайта Президентской академии поговорил с директором Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Владимиром Блиновым.


– Владимир Игоревич, как система среднего профессионального образования (СПО) пережила период вынужденной самоизоляции? Какие уроки извлекла?

– Она его пережила. По окончании учебного года это можно сказать уже смело. При этом некая потеря в качестве учебного процесса была восполнена впервые обретенным опытом взаимодействия на «удаленке».

Упомянутый «недобор по качеству» в условиях форс-мажора понятен и естественен. Кроме того, это прямое следствие ключевой особенности системы профтеха, ее нацеленности на живую экономику. Никакие дистанционные суррогаты не могут заменить опыта производственных взаимоотношений в мастерских, оснащенных передовым оборудованием; реального трудового коллектива. Хорошо, что период самоизоляции продлился относительно недолго и теперь у студентов будет возможность наверстать упущенное.

Пожалуй, главным уроком этих трех месяцев стал для системы опыт тех образовательных организаций-флагманов, которые поддерживали плотный контакт со студентами еще до начала пандемии. Адресная работа в удаленном доступе, своевременная помощь и организация деятельности студентов не стали для них невыполнимой задачей. Кураторы групп и преподаватели нашли возможность быстро выяснить условия обучения дома, связаться с родителями. А потом снабдить учащихся заданиями, а часто и компьютерной техникой, необходимым программным обеспечением.

Обучение в удаленном доступе потребовало высокого уровня самоорганизации и от ребят, многие из которых на первых порах сбили привычный режим дня, испытывали «дефицит внимания», трудности в планировании своего времени и дел. Надежное взаимодействие кураторов, преподавателей, родителей и самих студентов стало залогом нормализации обучения из дома.

– Назовите самые важные, на ваш взгляд, проблемы современной кузницы кадров для индустрии?

– Проблема номер один – недостаточный объем и все еще слабая организация практики на производстве. Далек от желаемого уровня и такой показатель как «гибкость и адаптивность профессиональных образовательных программ». Заинтересованность работодателей в приеме выпускников на работу, как следствие двух отмеченных мною дефицитов, тоже недостаточна. Особенно на фоне удара, который нанес по рынку труда коронавирус.  

– Авторитетный эксперт заявил в эти дни журналу “Fоrbes”, что в колледжах в силу печальной советской традиции «собираются те, кто хуже успевает по общеобразовательным предметам в школе, и многие из них, окончив колледж, получают более слабое образование по сравнению с выпускником старшей школы».

– Такого рода рассуждения произносятся и публикуются примерно последние 150 лет. С момента формирования системы массового общего образования в наиболее развитых странах мира. Раньше существовал даже термин «гимназический снобизм». Заявлялось, что дети, способные подготовиться к обучению в университете, более успешны по сравнению с теми, кто избрал карьеру на производстве, в сфере ремесел. Такая вот образовательная сегрегация.

Я считаю данную постановку вопроса в корне неправильной. Каждый человек полезен и успешен в жизни, если занимается профессиональной деятельностью, которая отвечает его намерениям, способностям и склонностям. Следовательно, и освоение рабочей профессии тоже требует особых качеств. Оно может быть не всегда доступно людям, которые успешны в науках или искусствах. Как и наоборот. На самом деле все это разные ветви – направления профессионального образования, но этически они должны быть равноценны. То есть подобно нашему отношению к хорошему специалисту-теоретику, с одной стороны, и к мастеру золотые руки, с другой, эти различные занятия должны вызывать равное уважение в обществе.

– Многим запомнилось ваше выступление на конференции «Тенденции развития образования»-2020. Именно там вы предложили учесть в дополнение к баллам ЕГЭ личные достижения школьника на поприще кружков из серии «Умелые руки». «Например, если человек обучился кройке и шитью, то это же прекрасно, у него уже есть свой верный кусок хлеба!» – цитируем ваши слова. Из них следует, если мы правильно поняли, что выходцу из школы нужен не только академический, но и рабочий документ («портфель скиллзов»), подтверждающий его успехи в производственных цехах?

– Учет персональных достижений умельца, профессионала – тенденция, которая вполне предметно заявляет о себе во многих развитых странах мира в эпоху повышенного спроса экономики на «уникальное исполнение». Для современного работодателя становится все менее важным, где была приобретена квалификация его работником. Именно поэтому формируются системы учета результатов дополнительного и так называемого информального профессионального образования. В этой связи действительно логично было бы оценивать преимущества выпускника не только с точки зрения освоения школьных наук, но и досуговых практик. Уже сегодня не редки случаи, когда вчерашний ученик выходит в мир с достаточно разнообразным арсеналом компетенций, приобретенных вне школы, благодаря его собственным усилиям и самообразованию. Наверное, было бы справедливо положить на чашу весов не только учебные успехи, но и прочие достижения в субъективно важных для молодого человека областях. Сопоставить результаты в полном объеме, так сказать. И, возможно, применить при этом систему «дополнительных баллов», повышающую нашу оценку детских достижений.

– В этой связи расскажите, пожалуйста, о перспективах развития науки о профессиональном образовании, которую вы представляете и развиваете в рамках одноименного центра?

– Теория и методика профессионального образования – один из разделов педагогики. В современном мире разработка надежных способов подготовки специалистов для самых разнообразных отраслей обретает ключевой смысл в деле кадрового обеспечения, да и не только в нем. Работодателям все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда им позарез необходимы работники с новыми квалификациями, которых невозможно переманить с других предприятий. Потому что их просто нет на рынке труда. Значит, необходимо таких работников где-то растить, быстро и качественно. Этим и занимается педагогика профессионального образования, отвечая на пять главных вопросов: чему учить, как учить, где учить, кто может научить и зачем учить.

Эти вопросы вечны, но в ситуации ускоренного технологического развития, порождающего перманентную неопределенность, педагогика профессионального образования становится динамической практикоориентированной прикладной наукой. Особенно в связи с цифровизацией. Цифровая дидактика профессионального образования –самое перспективное направление. Новая инструментальная среда профессионального образования и обучения готовит немало открытий. При этом основной дидактический принцип звучит незыблемо и современно: человека невозможно научить, но человек может научиться. Сам. Самостоятельность в обретении профессиональных знаний, умений и компетенций является главным научным интересом педагогики профессионального образования.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: