Новости

В ФИРО проведен мониторинг по тайм-менеджменту деятельности педагога и рискам онлайн-обучения в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Результаты опросов по тайм-менеджменту деятельности педагога и рискам онлайн-обучения в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Вашему вниманию предлагаются результаты двух опросов «Мониторинг тайм-менеджмента деятельности педагога в ходе реализации образовательных программ СПО в условиях дистанционного обучения» и «Мониторинг рисков онлайн-обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях дистанционного обучения (СПО)»

В рамках проекта «Мобильный колледж России» [1], реализуемого по инициативе ФИРО РАНХиГС, начиная с 20 марта 2020 г., в связи с началом мероприятий по противодействию пандемии, в конце апреля – мае 2020 г. был проведён второй этап исследования состояния системы СПО в условиях перевода на дистанционную форму обучения. Исследованием охвачены два направления.

Опрос преподавателей и мастеров производственного обучения

1) Затраты времени педагогов профессиональных образовательных организаций (преподавателей и мастеров производственного обучения) на реализацию свих профессиональных функций в условиях дистанционного обучения.

Выводы. Общие затраты времени на непосредственное обеспечение учебного процесса возросли более чем на одну четверть у подавляющего большинства (77% ответивших, в том числе примерно в полтора-два раза у 34% респондентов; в два раза и более – у 27%). Не изменился расход времени на деятельность, связанную с преподаванием, у весьма небольшой (8%) доли опрошенных. На уменьшение затрат времени в условиях перехода на дистанционное обучение указывает крайне незначительная группа преподавателей (около 3%).

Дифференцированный анализ по группам трудовых функций преподавателя показывает, что наибольший прирост в трудоёмкости составило текущее оценивание учебных достижений (почти половина опрошенных указывает, что на её реализацию в условиях дистанционного обучения стало требоваться вдвое или больше времени, чем в обычных условиях). На втором месте по трудоёмкости – сценарная и техническая подготовка учебных занятий. Несколько меньше (в среднем, в 1,5-2 раза) возросли затраты времени на организацию и изложения и объяснение нового материала и на организацию и поддержку закрепления пройденного.

Несколько меньше возросли затраты времени на коммуникацию в условиях дистанционного обучения по различным организационно-техническим вопросам. Более чем у половины респондентов (57%) расход времени на решение этой задачи увеличился на одну четверть и более, в том числе у 22% - в полтора-два раза и у 17% - более, чем в два раза. Наибольшие затраты времени потребовала коммуникация со студентами и родителями (примерно треть респондентов стала тратить на решение этой задачи вдвое и больше времени), наименьшие затраты – профессиональная коммуникация с руководством. В целом, как и в случае с преподаванием, лишь небольшая доля респондентов (10%) указала, что затраты времени на организационно-техническую коммуникацию в условиях дистанционного обучения уменьшились.

В целом, использование цифровых средств, которые принято называть «коммуникационными», для преподавателей СПО является существенно более трудоёмким процессом, чем традиционная контактная коммуникация. При этом значительная часть (до 50%) времени, затрачиваемого преподавателями в условиях дистанционного обучения по программам СПО, является непроизводительной, будучи связана с доминированием письменной коммуникации над устной, «избыточной индивидуализацией» в текущем оценивании, а также с попытками решения задач «удалённой организации» и «удалённой мотивации» студентов, не обладающих навыками учебной самоорганизации и самомотивации.

По итогам исследования не выявлено принципиально новых профессионально-трудовых функций в структуре деятельности педагога СПО. Это объясняется тем, что состоявшийся экстренный переход на дистанционное обучение не был обеспечен использованием адекватных дидактических подходов в отборе и структурировании учебного содержания, в способах организации его освоения. Вместе с тем, наблюдается существенная трансформация существующих профессиональных функций (организация вебинаров и видеосвязи – изложение и закрепление материала; использование электронных форм тестирования и электронного журнала – контроль и оценка и т.д.).

[1] https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/serii-meropriyatij/768-mobilniy-kolledj-rossii


Приложение 1

Результаты опроса «Мониторинг тайм-менеджмента деятельности педагога в ходе реализации образовательных программ среднего профессионального образования в условиях дистанционного обучения»

(для преподавателей и мастеров производственного обучения)

 

Всего 709 ответов из 60 субъектов РФ. Из них 509 преподавателей из региональных ПОО, 200 – из ВУЗов или их филиалов. Подавляющее большинство образовательных организаций находятся в городах и посёлках городского типа. Опрос замеряет представления преподавателей и мастеров производственного обучения в ПОО об изменении временных затрат на разные этапы педагогического процесса в связи с переходом на дистанционное обучение в апреле-мае 2020 г. (по сравнению со штатной ситуацией февраля 2020 г.).

Преподаватели отметили, что на техническую и сценарную подготовку к учебному занятию у 83% ответивших стало затрачиваться значительно (более чем на ¼) времени больше, при этом 28% преподавателям стало необходимо в 2 раза и больше времени.

Аналогичная ситуация наблюдается и в увеличении времени, необходимого на организацию изложения и объяснения нового материала (включая подбор учебного содержания) – 37% респондентов стали затрачивать времени более чем в 1,5 раза, а 19% - более чем в два раза.

На организацию и поддержку закрепления нового материала 33% преподавателей стали затрачивать времени более чем в 1,5 раза, а 17% - более чем в два раза.

Значительное увеличение времени у большинства преподавателей отмечается на текущее оценивание (включая комментирование результатов и ошибок, другие корректирующие действия, а также учёт результатов обучения) – 74% респондентов отметили, что стали тратить более чем в 1,5 раза больше времени в апреле и мае по сравнению с февралём 2020 г. Такая же ситуация наблюдается и при коммуникацию со студентами и их родителями по организационно-техническим вопросам учебного процесса – 61% респондентов отметили, что стали тратить на это более чем в 1,5 раза больше времени в апреле и мае по сравнению с февралём 2020 г.

Если говорить о профессиональной коммуникации с коллегами по вопросам обучения и воспитания, то у 46% преподавателей временные затрат на неё либо остались на прежнем уровне, либо выросли совсем незначительно. У 20% - выросли на треть, у 22% до значения в 1,5-2 раза больше. Похожая ситуация наблюдается и в ситуации с профессиональной коммуникацией с руководством – у 59% преподавателей временные затрат на неё либо остались на прежнем уровне, либо выросли совсем незначительно, но в то же время у 22% они выросли в 1,5 раза и больше.

На оформление профессиональной документации также стало уходить значительно больше времени – 48% преподавателей тратят на это в 1,5 раза и больше времени, и только у 18% респондентов затраты времени не изменились. Преподаватели отметили, что значительно увеличилось количество еженедельной отчётности по дистанционному обучению.

На вопрос о том, появились ли какие-либо принципиально новые профессиональные функции, действия в деятельности преподавателей в ситуации с переходом на дистанционное обучение ответы разделились поровну – 49% ответили, что появились, 51% - что нет. Среди таких новых профессиональных функций ожидаемо указываются:

 - работа с электронным журналом;

 - овладение онлайн-платформами обучения;

 - организация вебинаров и видеосвязи;

 - освоение платформ для общения со студентами;

 - освоение электронных форм для проверки знаний (тестирования).

В целом на выполнение всех профессиональных функций у 67% преподавателей и мастеров производственного обучения стало уходить в 1,5 раза и больше времени, и лишь у 9% ситуация осталась прежней или даже трудозатраты уменьшились.

 

Опрос руководителей ПОО

2) Субъективная оценка административным персоналом профессиональных образовательных организаций рисков, возникающих в связи с переводом учебного процесса в дистанционную форму. При этом возможные риски были сгруппированы по трём категориям: (1) риски в отношении набора в профессиональные образовательные организации; (2) риски в отношении педагогического коллектива; (3) риски в части технического обеспечения образовательного процесса.

Выводы. Отношение руководителей ПОО к возможным рискам оптимистичное. В среднем, почти две трети респондентов (64%) оценивают все риски как незначительные.

На основе полученных субъективных оценок, риски могут быть разделены на три категории. К первой категории (серьёзные угрозы) относится только один риск – повышение доли абитуриентов с низким качеством профессионального самоопределения в силу недостаточной профориентационной работы (его оценили как «значительный» или «существенный» 57% опрошенных).

Во вторую категорию (средние по уровню значимости риски, которых опасаются от одной трети до половины опрошенных) входят: риск потери части контингента абитуриентов – выпускников 11-х классов; риск предоставления некачественных образовательных услуг в силу неготовности части педагогов к работе в онлайн-формате; риск неучастия педагогов в повышении квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллз Россия; риски предоставления некачественных образовательных услуг в силу технических причин (отсутствие у части студентов домашнего компьютерно-программного обеспечения; слабый трафик Интернета).

В третью категорию (наименее значимые риски, на опасность которых указало менее трети опрошенных) входят три позиции: риск проведения низкорезультативной приёмной кампании; риск потери части контингента абитуриентов – выпускников 9-х классов; риск сокращения штатной численности сотрудников ПОО в силу сокращения контингента

Таким образом, в качестве наиболее серьёзной актуальной угрозы руководители рассматривают отсутствие доступных и эффективных инструментов онлайн-профориентации, в результате чего среди первокурсников может оказаться большая доля выпускников, поступивших «наугад», с низким уровнем осознанности профессионально-образовательного выбор; кроме того, значительная доля выпускников 11-х классов может быть оттянута вузами.

 


Приложение 2

Результаты опроса «Мониторинг рисков онлайн-обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях дистанционного обучения (СПО)»

(для руководителей ПОО)

Всего 159 ответов из 51 субъекта РФ. Из них 144 - региональные ПОО, 15 – из ВУЗов или их филиалов. Подавляющее большинство образовательных организаций находятся в городах и посёлках городского типа. Опрос замеряет представления руководителей образовательных организаций о рисках онлайн-обучения и в целом перевода деятельности образовательной организации на дистанционное обучение (по сравнению со штатной ситуацией февраля 2020 г.).

Риски в части трудоустройства выпускников СПО текущего года рассматриваются руководителями в целом как средние. Так 48% респондентов не ожидают каких-либо колебаний при трудоустройстве выпускников на предприятия-партнёры, 23% ожидают падение этого показателя на 20%, а 15% - падение на 50% и более. Если говорить в общем о риске снижения показателя трудоустройства выпускников, то 62% руководителей отметили, что он либо останется на прежнем уровне, либо снизится незначительно (до 10%), в 26% считают, что он упадёт до 20%. Осознавая такое возможное развитие ситуации, ПОО предпринимают соответствующие меры – 30% ищут новых партнёров, 33% проводят дополнительную работу со студентами по развитию навыков трудоустройства, 28% - договариваются с действующими предприятиями-партнёрами.

Переход на дистанционную форму образования предположительно сказывается не только на выпускниках, но и на приёмной компании. Риски проведения низкорезультативной приёмной кампании и недобора учащихся по контрольным цифрам приёма оцениваются большинством руководителей как незначительные.

Риски в части педагогического коллектива руководителями также в целом оцениваются как низкие. Тем не менее, 29% руководителей отмечают для себя Риск предоставления некачественных образовательных услуг в силу неготовности части педагогов к реализации образовательного процесса в дистанционном формате как существенный, а 32% - существенным риск неучастия в повышении квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия.

Риски в части технического обеспечения образовательного процесса оцениваются руководителями образовательных организаций оцениваются как более существенные. В части риска предоставления некачественных образовательных услуг в силу отсутствия у части студентов СПО компьютеров и гаджетов с соответствующим программным обеспечением 52% руководителей оценивают его как незначительный (затрагивает до 10% контингента), а 32% - как существенный (затрагивает до 30% контингента). Также и в части риска предоставления некачественных образовательных услуг в силу слабого трафика интернета 53% руководителей оценивают его как незначительный (затрагивает до 10% контингента), а 33% - как существенный (затрагивает до 30% контингента).

 

Главный вывод и предложения

Главный вывод: выявлены две проблемные зоны в развитии практики цифровой трансформации СПО: неоправданно высокая трудоёмкость преподавания по программам СПО в условиях дистанционного обучения и дефицит инструментов «цифровой профориентации».

Предложения:

  1. Обеспечить на федеральном уровне разработку и утверждение единых нормативов финансирования преподавания по программам СПО в условиях дистанционного обучения (включая методику расчёта оплаты труда педагога по отдельным направлениям работы), на основе данных, полученных в результате исследований о реальных затратах времени на обеспечение дистанционного образовательного процесса.
  2. При рассмотрении возможностей перевода программ уровня СПО в дистанционную форму обучения учитывать не только ранее выявленные ограничения по параметру практикоориентированности (невозможность организации полноценной производственной практики в формате онлайн), но и ограничения, связанные с повышенной трудоёмкостью дистанционного обучения по программам СПО для педагогов.
  3. Включить в состав работ по реализации федерального проекта «Образование» («Молодые профессионалы») и (или) приоритетного проекта в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда» ускоренную разработку и внедрение открытых ресурсов и средств онлайн-профориентации школьников, обеспечивающих поддержку в выборе направления послешкольного образования, а также путей их использования в профориентационной работе ПОО и в региональных системах профессиональной ориентации.
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: