Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко рассказала о роли родного языка как инструмента консолидации общества

В преддверии XIV Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка о целях и задачах конкурса корреспонденту сайта Президентской академии рассказала директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, член Комиссии по вопросам образования и исторического просвещения Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Ольга Артеменко.

– Ольга Ивановна, ближе к концу года (из-за сохраняющейся угрозы распространения коронавируса сроки уточняются) в Москве пройдет XIV Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка. Каковы его цели в этом году и в чем специфика?

– Эта цель всегда была и остается неизменной – при многообразии языков и диалектов, а их в России более 230, всячески акцентировать роль родных языков в единении народов многонационального государства.

Второй момент связан с особым статусом русского языка. Согласно новой редакции Конституции РФ, он является «языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Эту консолидирующую роль государственного языка нашей страны необходимо формировать в сознании учителей родного языка, в том числе русского. В то же время он является не только государственным, но и родным. Не только для русского народа, но и для всех, кто его таковым считает.

3 августа 2018 года, впервые в отечественной истории, за русским языком был законодательно закреплен статус родного языка. Закон «Об образовании в РФ» предусматривает введение в образовательную деятельность школы самостоятельного предмета «Родной язык (русский)» при свободном выборе и заявлении родителей обучающихся. Поскольку русский язык включен в статью закона о родном языке, то, следовательно, это определяет и название изучаемого предмета: «Родной язык (татарский)», «Родной язык (чувашский)», в том числе «Родной язык (русский)» и т. д. Нужно также отметить, что все языки по закону «О языках народов Российской Федерации» равноправны в статусе родных. И это очень важно.   

Другая задача нашего мастер-класса сопряжена с объективной необходимостью повысить статус учителя родного языка. Потому что за постсоветский период сформировалось некое недопонимание его роли как сильнейшего инструмента консолидации многонационального общества.

В этом году мы выиграли Президентский грант на реализацию проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России» по направлению «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия». В рамках этого мероприятия намерены отработать содержание и методический аппарат, позволяющие использовать в образовательной деятельности потенциал культуры для популяризации родного языка и укрепления межнационального единства народов.

В форуме примут участие учителя тюркских и финно-угорских языков, что будет способствовать привлечению внимания научно-педагогического и творческого сообщества к проблеме сохранения культурной самобытности и многообразия языков народов России, расширению и углублению знаний педагогов родного, в том числе русского, языка об этнокультурных особенностях народов России и их общих духовно-нравственных ценностях. Понятно, что создание профессиональной коммуникативной среды позволит обменяться передовыми инновационными методами преподавания, послужит подспорьем для формирования у педагогов компетенций по использованию потенциала культуры в популяризации родного языка.

Этой задаче, конечно, подчинено и проведение Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка. Его работа тоже априори является частью Всероссийского форума, платформой демонстрации передовых достижений педагогической мысли, практик использования методического аппарата. То есть площадкой, объединяющей все тюркские, финно-угорские языки в их неразрывной связке с русским языком через общие элементы культуры.

– В пресс-релизе мастер-класса говорится, что в нем могут принять участие не только учителя и воспитатели, но и обучающиеся. С чем это связано? 

– Действительно, наш Всероссийский мастер-класс это, по сути, два мастер-класса в одном, которые проходят на состязательной основе. Согласно условиям, обучающиеся прибывают на конкурс вместе со своим учителем. А далее, уже в дни первенства, конкурсант-учитель готовит конкурсанта-ученика по тем или иным номинациям. Например, «Лучшее исполнение произведений и стихов Пушкина на языках народов России». Это одна из самых популярных номинаций конкурса детей. Неудивительно: ребята семантически более тонко осознают глубину русской культуры. 

Кстати отмечу, что число заявок на конкурс от учеников всегда превышает заявки от учителей. Важен еще один момент. Церемония награждения победителей Всероссийского мастер-класса проходит в высшем федеральном органе законодательной власти – Совете Федерации на базе Комитета по науке, образованию и культуре. Эта волнующая, торжественная процедура производит сильнейшее впечатление и на родителей, и на обучающихся, формируя в сознании значимость федеральной власти.  

– 16 марта 2018 года – дата официального рождения Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка. Вы являетесь председателем правления Ассоциации, одним из инициаторов ее создания. Что побудило педагогов к объединению?        

 – Строго говоря, инициатором ее создания была не я, а коллеги из регионов. Получилось так, что на закрытии одного из Всероссийских мастер-классов собравшиеся на него учителя почти хором заявили о необходимости образовать единый мощный альянс профессионалов-единомышленников. Таким образом, люди осознали и сформулировали потребность в площадке, через которую можно будет выражать свои интересы, обсуждать проблемы, получать важную информацию. Давать экспертные заключения по законодательным нормам и предлагать свои варианты. 

– По чьей инициативе были внесены упомянутые вами поправки в закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»? И почему их утверждение так затянулось?   

– Сегодня федеральный профильный закон предусматривает обучение на языке и обучение языку. Изучение языка – это усвоение в первую очередь грамматических структур, лексики, определенных стилистических норм. А обучение на языке – это практика его реального использования.

 Таким образом, 11-я статья закона теперь гласит, что федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка. 

А 14-я статья устанавливает свободный выбор языка образования, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ, в том числе и русского, и государственных языков республик, по заявлению родителей.

Подчеркну, что до внесения этих поправок граждане пользовались правом на свободный выбор языка обучения, а вот языка изучения – как объекта выбора родителей и обучающихся – в законодательстве предусмотрено не было. Отсюда эпизодически возникала ситуация напряжения, конфликтов между администрациями школ и родителями в части обязательного изучения языков. Теперь этот правовой пробел восполнен.

Нужно напомнить, что школа с обучением на родном языке является сильнейшим инструментом консолидации многонационального общества. Эта модель успешно реализовывалась в России, начиная с 1879 года. Для качественного выполнения школой миссии интегратора культур необходимо, в частности, переводить на языки народов нашей страны учебники из федерального перечня. Такой подход полностью соответствует принципу сохранения единства образовательного пространства, установленному тем же профильным законом.

Встречаясь с людьми, я часто слышу искреннее удивление в их голосах: «Кому, мол, сегодня нужна эта школа на родном языке обучения?». Так вот, оказывается, нужна. 

Мы проводили скрининговое исследование среди учащихся 10 – 11 классов во всех субъектах Северного Кавказа и убедились, что от 5 до 15 % обучающихся хотят выстроить свою дальнейшую карьеру с использованием своего родного языка. Так что, получается, что все-таки эту школу нужно восстанавливать. И в целях реализации государственной языковой политики, и для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей, запрос на которые существует.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: