Новости

Борис Илюхин для "УГ": Необходимо, чтобы в школу пришло новое поколение учителей, для которых общение и работа через Интернет не особенность, не технология, а образ жизни

Учительская Газета: Готова ли российская система образования ко второй волне дистанционного обучения?

1 сентября российские школы откроют свои двери. Педагогам, родителям, ученикам обещают очное обучение с соблюдением ограничений, список которых велик. Утреннее измерение температуры, создание условий для соблюдения гигиены, закрепление за каждым классом отдельного кабинета должны предотвратить распространение второй волны коронавируса. Готовы ли учителя и управленцы к дистанционному обучению, если обозначенные меры не помогут? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
- Весной организовать полноценное дистанционное обучение не удалось. Как показал опрос, проведенный в апреле 2020 года ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования» среди 2,7 тысячи школьников от 13 до 18 лет, 77% ребят отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% - повысившуюся утомляемость. Больше половины (52%) респондентов из 900 опрошенных учителей отметили, что им нужна помощь для организации подобной работы.
Три четверти педагогов отметили увеличение нагрузки в период «удаленки». Кроме того, не у всех семей и педагогов имелись технические возможности для полноценного онлайн-обучения.
Основные факторы, препятствующие организации дистанта, сохраняются и сейчас. Появляются и новые проблемы. Например, как регулировать нагрузку учителя в условиях увеличения продолжительности рабочего дня и смешанного обучения? Уже сейчас у многих педагогов появляются опасения, что им придется работать в несколько смен за ту же зарплату, а на выходные и праздничные дни оставлять ведение «внеурочки» и факультативов. В некоторых школах расписание составляется так, что дети должны прийти в класс за 40 минут до начала первого урока.
Еще сильнее обострить и запутать эту ситуацию может необходимость проведения педагогом дистанционных занятий для классов, ушедших на карантин. Вопрос с нагрузкой учителя, с временем, которое он будет тратить на работу в очном и дистанционном режиме, один из центральных. ОНФ будет держать его на контроле.

Борис ИЛЮХИН, директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ:
- Дело не в готовности или неготовности системы образования, а в неэффективности в ряде случаев замены классического образования дистанционным. Основные проблемы не в оснащении каждого ребенка гаджетом и не в наличии или отсутствии платформ. Дети в начальной школе пока не готовы к дистанционному обучению. В средней и старшей школе есть значительная доля детей с низкой мотивацией. Эти проблемы невозможно решить за несколько месяцев. Необходимо, чтобы в школу пришло новое поколение учителей, для которых общение и работа через Интернет не особенность, не технология, а образ жизни. Должно полностью сформироваться новое направление дидактики - дидактика цифрового образования.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики»:

- Не вижу заметных изменений ситуации сравнительно с минувшей весной. Я не слышал о решениях, направленных на полноценное преодоление возникших в первую волну проблем с доступностью качественной интернет-связи. Вновь полагаться на использование смартфонов детей будет несправедливо. Не приняты изменения в нормативную базу, регулирующую условия работы и оплату труда педагогов. Не слышал я и о готовности суперсервиса «Моя школа». Неясно, сохранят ли частные платформы цифрового образования бесплатный доступ. Опыт обучения в первую волну показал, что наряду с готовностью школ, педагогов, инфраструктуры не менее важной является готовность семей и детей, которые во многом не готовы к онлайн-обучению.

Инесса ПЕТРЕНКО, директор гимназии №261 Кировского района, Санкт-Петербург:
- Рады, что обучение с 1 сентября начнется в очном формате. Но и к другому развитию событий готовы. В процессе перехода на дистант мы следовали определенному алгоритму. Провели мониторинг готовности, мастер-классы по освоению интернет-ресурсов и сервисов, удобных для организации тренингов и видеоконференций, использовали документы общего доступа и сетевые возможности для обмена информацией.

Источник: "Учительская Газета"

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: