Новости

Результаты экспресс-опроса ФИРО РАНХиГС по готовности российских школ к новому учебному году в условиях повышенной эпидемиологической опасности

Авторы: Наталья Тарасова, директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС;

Светлана Пестрикова, заместительдиректора центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС;

Ирина Пастухова, заместитель директора центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

2019-2020 учебный год стал уникальным в истории зарубежного и российского образования, поскольку в связи с пандемией коронавируса школы с марта по май вели и завершали его в формате дистанционного обучения. Как показали многочисленные исследования, проводимые в этот период различными организациями, значительная доля и семей, и школ оказались не готовы к такому резкому переходу. Учителя страдали, с одной стороны, от гигантской перегрузки, вызванной увеличением временных затрат на подготовку новых методических материалов к дистанционным урокам, с другой, – от неорганизованности школьников. Родители, особенно учащихся начальных классов, с трудом справлялись с выполнением совместно с детьми домашних заданий, которые в сложившейся ситуации оказывались часто весьма объемными. Большинство детей, испытывая потребность в общении, стали активно проявлять желание поскорее вернуться в школу. Вместе с тем, эти три месяца стали своеобразной лакмусовой бумажкой, выявив тех, для кого дистанционное обучение открыло новые перспективы в получении знаний и развитии, и тех, кто воспринял этот формат как тяжкое испытание, требующее значительных усилий для преодоления возникающих проблем.

Каникулы, став приятной паузой для всех, пролетели, как всегда, быстро. Все участники образовательных отношений (руководители, учителя, учащиеся и родители) оказались накануне нового, и скорее всего, непростого учебного года. С какими надеждами и предчувствиями они ожидают его, что больше всего тревожит их в наступающем 2020-2021 учебном году?

На изучение готовности школ к новому учебному году в условиях продолжающейся пандемии и профилактики коронавируса был направлен экспресс-опрос Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

Данный экспресс-опрос призван понять, насколько учителя и учащиеся общеобразовательных организаций готовы к учебному процессу в дистанционном и/или смешанном формате.


Результаты опроса

Характеристика респондентов опроса

В анонимном опросе приняли участие: 884 учителя и 2778 учеников (учащиеся 5-11-х классов). География исследования представлена 38 субъектами Российской Федерации.

В основном в опросе участвовали респонденты из школ городов-мегаполисов: они составили 96% от числа всех опрошенных. Жители малых городов и сельской местности представлены в опросе незначительным количеством (4%).

Как следует из диаграммы (рисунок 1), возрастной диапазон участников опроса (учителей и учащихся) был достаточно широк.

В структуре респондентов-учителей, поделившихся своими ожиданиями от нового учебного года и готовности к нему, наибольшими и почти равными долями представлены педагоги двух возрастных групп (45 – 55 лет и 30 – 45 лет 28% и 35% соответственно). Их оказалось больше, чем учителей, возраст которых 20-30 лет (15%) и старше 55 лет (22%). Такое возрастное распределение участников опроса, в принципе, адекватно статистическим данным, согласно которым в 2019 г. доля учителей в возрасте от 30 до 45 лет составляла 44-48 % от общего их количества. Старшее поколение, перешагнувшее 60-летний рубеж, занимает нишу в 9-13 %. Молодежи (младше 25 лет, вчерашние выпускники педагогических вузов и колледжей) в российских школах мало – 4-6 %[1]

Структура респондентов-учащихся представлена учащимися двух уровней системы общего образования. При этом большинство респондентов составили обучающиеся основной общеобразовательной школы (80%), распределенные относительно равномерно по классам обучения: учащиеся 5-х классов составили 12 %, 6-х классов – 18%; 7-х классов – 19%; 8-х классов – 15% и 9-х –16%. Учащиеся уровня среднего общего образования составили 20% от общего числа ответивших на вопросы, причем 10-классники и 11-классники представлены абсолютно равными долями (по 10%).

Рисунок 1. Возрастной диапазон участников экспресс-опроса

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

Критерии оценки готовности

В процессе анализа результатов опроса было важно установить степень готовности учителей школ к организации учебного процесса в традиционном (очном) или смешанном формате обучения в условиях усиленных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (соблюдение дистанции, применение средств индивидуальной защиты, регулярная санитарная обработка помещений и т.д.). Готовность школы оценивалась по следующим критериям:

- санитарная готовность;

- материально-техническая готовность;

- методическая готовность;

- профессиональная готовность педагогических кадров;

- психолого-эмоциональная готовность учителей и учащихся;

- информированность учащихся о новых условиях обучения.

 

Оценка санитарной готовности школы

Подавляющее большинство учителей (75%) считают, что школы, в которых они трудятся, в санитарном отношении готовы к работе в условиях усиленных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. 21% респондентов данную готовность оценивают как частичную, и только 4% опрошенных ответили, что школы не готовы к такой образовательной деятельности (рисунок 2).

Таким образом, по санитарному критерию готовность школ к образовательной деятельности в новых условиях особых опасений не вызывает, хотя и требуется отдельное выяснение того, в чем заключается санитарная неготовность второй и третьей группы школ (25%).

Рисунок 2.

Санитарная готовность и готовность материально-технической базы школ к новому учебному году

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

Оценка материально-технической готовности школ

За период реализации дистанционного обучения наибольшее количество претензий и учителей и учащихся относилось к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в режиме онлайн. Вместе с тем ряд опросов показывал, что большинство обучающихся и учителей обеспечены необходимыми техническими устройствами для дистанционного обучения. Учителя получили возможность выбирать из большого количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них; ознакомились с новыми цифровыми ресурсами и платформами; поняли особенности и отличия организации уроков в форматах офлайн и онлайн.

В процессе анализа результатов экспресс-опроса было выявлено, что учителя достаточно высоко оценивают готовность материально-технической базы школ для обучения в традиционном формате. В частности, 60% респондентов отмечают наличие в школе компьютерной техники, онлайн-образовательных платформ, доступ к интернету и пр. Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что только 28% (около одной трети) респондентов считают, что их образовательная организация имеет необходимую материально-техническую базу для работы, как в очном, так и в дистанционном формате (рисунок 2), а 11% (каждый десятый учитель, участвующий в опросе) уверены, что материально-техническая база школы не готова к учебному году в любом формате. В целом же можно говорить о том, что практически две трети школ имеют те или иные проблемы в материально-техническом обеспечении образовательного процесса в дистанционном или смешанном формате. Это не может не вызывать озабоченность руководителей образовательных организаций и органов управления образования, и требует тщательного изучения потребности школ в материально-технических ресурсах и срочного принятия необходимых мер для их удовлетворения.

 

Оценка методической готовности школ

Одним из определяющих условий готовности школы к реализации дистанционного обучения является наличие системы методической поддержки учителей. Поэтому в ходе опроса стояла задача – установить, насколько педагоги обеспечены методическими и дидактическими материалами для работы в дистанционном или смешанном формате. Как следует из диаграммы, приведенной на рисунке 3, более половины респондентов (53%) указывают на достаточное наличие методического обеспечения. Однако более 14% педагогов не имеют необходимого методического обеспечения вообще, а 33% – имеют его только частично. Иначе говоря, практически у половины опрошенных учителей отсутствуют методические и дидактические материалы, скорректированная учебная программа, цифровые ресурсы, необходимые для эффективной работы в условиях дистанционного и/или смешанного формата обучения.

Рисунок 3.

Методическая и материально-техническая готовность школ к новому учебному году

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Тревогу вызывает тот факт, что около половины респондентов, учителей наиболее значимых для ЕГЭ и ОГЭ предметов (русский язык, математика, физика, иностранный язык), испытывают дефицит полный или частичный в методическом обеспечении, необходимом для проведения уроков в дистанционном и/или смешанном формате (рисунок 4).

Рисунок 4.

Дефицит методического обеспечения преподавания предметных областей

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

К тому же, у 15% респондентов полностью и у 41% – частично не решены проблемы технического обеспечения процесса обучения. Фактически 56% респондентов указали на то, что проблемы технического обеспечения дистанционного обучения сохраняются и к началу нового учебного года (рисунок 3).

 

Оценка профессиональной готовности педагогических кадров

Как показал проведенный экспресс-опрос (рисунок 5), 45% респондентов считают, что им достаточно знаний для проведения обучения в дистанционном и смешанном форматах. Однако озабоченность вызывает тот факт, что в ходе исследования было выявлено – серьезные затруднения и недостаточную компетентность в подготовке и проведении дистанционных уроков испытывают 34% опрошенных учителей, хотя в каникулярное время должны были быть предприняты меры по преодолению компетентностных дефицитов педагогов. Это означает, что эти меры были либо не предприняты, либо соответствующее обучение было организовано недостаточно эффективно.

Рисунок 5.

Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

В диаграмме, на рисунке 5, представлена потребность в дополнительном обучении учителей в контексте разных предметных областей. Как следует из приведенных на рисунке данных, эта потребность сравнительно одинакова у всех учителей-предметников (от 29% до 35 %). Больше всего в повышении компетентности в области дистанционного и смешанного обучения нуждаются социальные педагоги, специалисты в области коррекционной и дошкольной педагогики (55%) и учителя иностранного языка (40%).

Таким образом, дополнительное профессиональное образование по проблемам дистанционного и смешанного обучения остается актуальным для трети школьных учителей. В случае, если эта задача не будет решена, высок риск неготовности перехода школ на дистанционное или смешанное обучение без экстренных ситуаций и крайних мер, а также невысокого уровня качества образования при вынужденном переходе на дистанционный формат.

 

Оценка психолого-эмоциональной готовности учителей и учащихся.

Одной из задач экспресс-опроса было выяснение того, с какими чувствами ожидают учителя и ученики наступающий новый учебный год. Результаты опроса представлены в диаграммах на рисунках 6 и 7.

Как следует из диаграммы на рисунке 6, эмоциональный настрой учителей на новый учебный год является благоприятным, т.к., 55% опрошенных констатировали психологическую готовность принять меняющиеся условия работы, 34 % - готовы к этому частично. О психологическом неприятии новых условий образовательной деятельности заявили лишь 11% респондентов.

Рисунок 6.

Психолого-эмоциональная готовность учителей

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Более четверти респондентов-учителей (26%) ожидают 1 сентября с радостными чувствами и полны оптимизма, более половины (58%) настроены также оптимистично, готовы к плодотворной работе. Тем не менее, 16% – более пессимистично смотрят на грядущий учебный год. Очевидно, что в отношении этих учителей необходимо проведение дополнительного исследования, направленного на выяснение причин и сути их тревожного состояния, а также организация соответствующего психологического сопровождения педагогической деятельности.

По-другому выглядит ситуация с психолого-эмоциональным состоянием учащихся (рисунок 7). Около трети (31%) из тех, кто участвовал в опросе, ждут новый учебный год с радостью. 37% готовы учиться с полной отдачей. Иначе говоря, 68% респондентов-учащихся с оптимизмом встречают начало нового учебного года. Однако в ходе опроса было выявлено, что около трети опрошенных школьников пессимистично (10%), панически (10%) или безразлично (12%) настроены в отношении начинающегося учебного года: Причем более всего такие настроения выражены у девятиклассников (22%) и семиклассников (19%). Менее всего пессимизм и паника характерны для пятиклассников (6%) и старшеклассников (11% – 10 класс, 12 % – 11 класс).

Безусловно, на ответы школьников могли оказать определенное влияние возрастные особенности подростков, изменчивость, ситуативность их эмоционального состояния и прочие психолого-физиологические характеристики. Тем не менее, полученные ответы убедительно свидетельствуют о необходимости серьезного психологического и педагогического сопровождения их учебной деятельности в условиях дистанционного и/или смешанного обучения.

Рисунок 7.

Психолого-эмоциональная готовность учеников

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Для проведенного экспресс-опроса особый интерес представляют ответы школьников на вопрос о том, в каком формате они хотели бы учиться в новом учебном году? Как следует из диаграммы на рисунке 8, почти половина (46%) респондентов-учащихся хотят учиться в очном формате, среди них большинство – ученики 5 – 7-х классов. 20% опрошенных готовы учиться в любом формате. Более трети школьников хотят учиться дистанционно, из них: 19% готовы учиться частично дистанционно, а 15% – полностью дистанционно.

Примечательно, что в то время, как 20 % учащихся 7, 8 и 9-х классов готовы учиться дистанционно, пятиклассники и шестиклассники отдали этому формату обучения наименьшее предпочтение (соответственно 4% и 11%). Учащиеся 10 и 11 классов также достаточно прохладно относятся к перспективе дистанционного обучения (11% и 12% соответственно).

Рисунок 8.

Предпочтения учащихся в выборе Формата обучения в новом учебном году

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

Оценка информированности учащихся о новых условиях обучения

В ходе экспресс-опроса выяснялось, готовы ли учащиеся выполнять необходимые профилактические требования в процессе обучения. Дело в том, что санитарные правила Роспотребнадзора по организации обучения в условиях усиленных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции достаточно жесткие и направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасных условий деятельности школ. К основным требованиям относятся термометрия детей и взрослых с занесением показателей в специальный журнал и изоляция тех, у кого есть признаки ОРВИ, а также соблюдение социальной дистанции в 1,5 метра и максимальное разобщение детей из разных групп, классов, отрядов и т.п. Естественно, что их выполнение требует от школьников максимальной дисциплинированности и организованности.

Как следует из диаграммы на рисунке 9, только 59% учеников намерены выполнять санитарные требования в школе. Выше всего данное намерение проявляется у учеников 6 и 7 классов средней школы (22% и 19% – соответственно), а ниже всего (8 – 9%) – у старшеклассников (10 – 11-е класс.). Из этого следует, что руководящим и педагогическим работникам следует обратить самое серьезное внимание на разъяснительную работу по необходимости соблюдения санитарно-профилактических мер в процессе обучения, причем не только в школе, но и в транспорте, общественных местах и даже дома.

Рисунок 9.

Готовность учащихся к выполнению санитарно-профилактических требований

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 Диаграмма на рисунке 10 свидетельствует об информированности учащихся о начале нового учебного года. К сожалению, оказалось, что 60% детей, участвовавших в опросе, не получили информации о начале учебного года за неделю до 1 сентября, ожидая ее от классного руководителя либо получили ее в недостаточном объеме (19%). Причем наименее информированными оказались девятиклассники (20% из них имеют информации либо недостаточно, либо не имеют ее (17%) и семиклассники (по 18% соответственно имеют информации недостаточно, и не имеют ее). В целом можно говорить о том, что информационные службы школ работают, по оценке учащихся, недостаточно эффективно. Естественно, что это отрицательно сказывается на психолого-эмоциональном состоянии школьников, их настрое на учебу.

Рисунок 10.

Информированность учеников о начале учебного года

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Организаторов экспресс-опроса интересовало, как сами учащиеся оценивают свою готовность в новом учебному году? Результаты опроса подтвердили тот факт, что готовность учителей в новом учебном году значительно выше готовности учеников (рисунок 11). Немного более половины учащихся (63%) подтвердили высокую готовность к началу учебного года, тогда как такой уровень самооценки отмечен у 83% учителей. Низкий уровень самооценки готовности у школьников превышает более чем на 10% аналогичную самооценку учителей. Возможно, данные опроса перекликаются с эмоциональным настроением учеников, которое гораздо менее оптимистично по сравнению с настроем учителей (рисунки 6 и 7).

Рисунок 11.

Самооценка готовности учителей и учащихся к новому учебному году

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Экспресс-опросник включал не только закрытые вопросы, но и давал возможность свободно высказаться по поводу оценки готовности школ к новому учебному году. На это предложение откликнулись более 10% респондентов среди учащихся и 7 % – среди учителей.

 

Свободные мнения учителей

Следует отметить, что учителя оказались менее активными в выражении своей позиции в свободной форме. Было получено всего 64 комментария, однако многие из них были развернутыми и содержали подробное обоснование своего мнения.

Из 34 респондентов, решивших высказать свое отношение к дистанционной форме обучения, 27 выразили критическое отношение. Например:

- «Надоела профанация. Дайте возможность очно учить детей!»;

- «Кроме общеобразовательных школ существуют еще и коррекционные школы. В этих школах при переходе на дистанционное обучение пропадает их главное направление – коррекция, которая осуществляется, как правило, при личном контакте, тактильном контакте. Как показал недавний опыт, дети из таких школ полностью выпадают из процесса обучения, реабилитации»;

- «Дистанционное обучение не должно заменить очную форму полностью, т.к., во-первых, в основе развития и воспитания ребенка лежит, прежде всего, живое общение, во-вторых – социум, коммуникация, в-третьих – сидя за компьютером, мы умышленно развиваем обездвиженность ребенка и, как следствие, готовим поколение больных людей, не способных к созиданию, развитию общества, защите своего отечества».

Помимо критических отзывов 5 человек отметили недостаточную материально-техническую базу для реализации онлайн-обучения (плохой интернет, отсутствие ПК у учащихся и учителей, нехватку образовательной платформы и т.д.).

10 человек высказали свое отношение к опросу в целом, из них шестеро отметили важность тематики опроса, а также высказали пожелание, чтобы из результатов опроса были сделаны действенные выводы.

2 респондента высказали отрицательное отношение к санитарным мерам в школе, еще двое обратили внимание на проблему здоровья учителей.

Остальные отзывы, сделанные в открытой форме, преимущественно выражали надежду на изменение обстановки к лучшему, желание поскорее начать работать и поздравления с началом учебного года.

 

Свободные мнения обучающихся

В 292 анкетах школьники пожелали высказаться в форме для свободного заполнения. В них большее число школьников (131 человек) рассказали о своем отношении к дистанционному обучению. Большинство (88 респондентов) негативно относятся к онлайн-формату обучения и надеются на то, что будут учиться очно, выражая желание общаться с друзьями и присутствовать на уроках.

9 человек отметили, что рассматривают онлайн-обучение как временную и/или частную меру. Довольны дистанционным форматом и хотели бы продолжить учиться онлайн 35 человек.

По поводу санитарных мер в школе часть респондентов высказалась весьма критично. Так, 9 человек считают, что меры неэффективны и/или их невозможно соблюдать. Только 4 школьника открыто заявили, что будут соблюдать все меры, лишь бы учиться очно.

Многие писали о ситуации, сложившейся вокруг ВПР, а также относительно высокой нагрузки в школе. Нежелание писать ВПР высказали 12 человек.

4 человека субъективно оценили свою готовность к школе как низкую. 1 человек указал, что он готов к школе только благодаря усилиям родителей и деятельности репетиторов.

При этом гораздо больше респондентов (21 человек) выразили горячее желание учиться и ходить в школу. И только 3 человека написали, что не хотят учиться вообще.

10 респондентов отметили недостаток информации о предстоящем учебном процессе.

В целом опрос посчитали полезным и интересным 31 участник. 12 респондентов – общее критическое отношение к опросу.

В целом анализ ответов участников свидетельствует о том, что массовый переход в 2019-2020 в учебном году на дистанционное обучение в связи с карантинными мерами для большинства школ был в определенной степени преодолен и не станет новой реальностью в 2020-21 уч. году.

 

[1] https://activityedu.ru/Blogs/analytics/portret-srednestatisticheskogo-uchitelya-v-rossii/ (Дата обращения: 28.08.2020 г.)


Об итогах опроса читайте:

На сайте РАНХиГС: Опрос ФИРО РАНХиГС: 84% учителей и 68% школьников в России встречают учебный год с оптимизмом

На сайте РБК: Треть школьников сообщили о панике и апатии перед началом учебного года

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: