Новости

Владимир Блинов для "Радио России" о нехватке учителей-предметников: мы недооцениваем наших молодых людей

3 сентября в прямом эфире «Радио России» обсуждали  нехватку учителей-предметников в школах. Как можно решить эту проблему?

Как мотивируют педагогов для работы в сельских школах? Помогает ли программа "Земский учитель" восполнить дефицит специалистов в регионах? Какие учителя больше всего в дефиците? Может ли помочь распределение после ВУЗа преодолеть дефицит учителей? Работают ли выпускники по специальности? Какие самые популярные специальности у абитуриентов?

Экспертом прямого эфира стал Владимир Блинов, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС.

 

Радио России: Мы неоднократно слышим предложения депутатов вернуться к системе распределения выпускников педагогических вузов. Как вы к этому относитесь, может ли это решить проблему дефицита кадров?

Владимир Блинов: Думаю, что сам метод распределения, конечно, он уже устарел. Я думаю, что вряд ли, кого-то насильственно удастся отправить в село. Даже в 70е годы находилось немало способов избежать этого распределения.

Радио России: Учитель сегодня многозадачник, на которого свалилась куча всего за небольшие деньги. Молодой человек сегодня эту профессию не выберет, потому что нагрузка колоссальная, а КПД низкий. Нет больше романтики, а осталась одна сплошная бухгалтерия?

Владимир Блинов: Вы понимаете, эту работу нужно суметь полюбить. Это не бухгалтерия, это выстраивание отношений с родителями, с детьми. И тут учитель, конечно, выступает в роли гармонизатора.

Радио России: Молодому трудно, наверное, выстроить эти отношения?

Владимир Блинов: Мы недооцениваем наших молодых людей. Я, бывая в наших педагогических колледжах, даже не в вузах, я вижу этих девочек, которые целенаправленно готовят себя именно к этой миссии. Они вроде бы даже не окрепшие еще и психологически достаточно юные, но тем не менее заложено какое-то призвание, которое нужно всячески поддерживать.

Радио России: Молодежи свойственна абициозность, желание расти. Куда будет расти сельский учитель? Заслуженным учителем стать через 30 лет? Какие перспективы роста?

Владимир Блинов: Мы же знаем о государственной программе, где есть попытка наладить ступенчатый рост от молодого специалиста до заслуженного учителя. Там меняется количество звездочек, заработная плата, все в комплексе. Есть такие идеи и эти идеи нужно докручивать. Но я хочу сказать о том, что если учитель становиться  например директором, то он становиться управленцем уже выполняет совершенно другие функции.

Радио России: Что, на мой взгляд, самое страшное, если раньше детей учили в школе, то сейчас оказывают образовательные услуги. Разница есть же между учением и оказанием  образовательной услуги.

Владимир Блинов: Это понятно,  откуда идет терминология. Терминология идет от экономистов, и я бы ее не употреблял в непосредственной сфере. Одно дело учетка какой-то формальной деятельности, другое дело действительно взаимодействие с  людьми, с детьми итд. Все, что Вы говорите - это действительно так, наверное, действительно нужно пуститься  на борьбу с вот этой всей канцелярщиной, потому что это все уже становится тревожно и невозможным к выполнению, это отбивает всякую охоту.

Радио России: Почему нельзя развивать село комплексно? Должна быть социальная реклама, должны сниматься фильмы с любимыми артистами, показывать, как это классно, как это  здорово! Как Вы считаете?

Владимир Блинов: Я вижу разные села и кое- где эта реклама выйдет так, что мы будем выдавать желаемое за действительно. Вот на моих глазах закрылась мало комплектная начальная школа. Закрыл ее муниципалитет , потому что просто нет возможности содержать , финансовая яма, вокруг достаточно упадочное сельское хозяйство. Но есть и другие примеры! У нас  есть прекрасные примеры развития сельского хозяйства, например, в южных наших регионах  совсем другая картина.

Радио России: У нас неосвоенные территории. А мы вместо того, чтоб их осваивать создаем «человейники»  вокруг мегаполисов, где мы заранее закладываем и безработицу,  и кучу других кумулятивных проблем. Если решать это в комплексе: освоение новых земель, создание рабочих мест, тогда и учитель туда встроиться и найдет свою нишу.

Владимир Блинов: Вы правы! Мы все по-своему правы!  Другое дело, что мы все сведем эту проблему к монетизации и вопрос, во сколько обойдется это строительство.

Источник: Радио России

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: