Новости

В ФИРО РАНХиГС обсудили развитие среднего профессионального образования

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС состоялась Всероссийская конференция по вопросам интенсификации и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования. Целью конференции являлось профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций в рамках реализации проекта «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования».

Участниками стали представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования (ФУМО СПО), образовательных организаций, реализующих программы СПО, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям (СПК), Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», СМИ.

Конференцию открыл с приветственным словом ио директора ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов. Он отметил активную роль ФУМО СПО, образовательных организаций, реализующих программы СПО, ставших участниками двухгодичного проекта и поблагодарил их за работу.

С приветственным словом к участникам конференции также обратился директор Департамента среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Он подчеркнул, что содержание образования – это приоритет Минпросвещения России. Многое зависит от модели образовательной программы. Важно иметь возможность использования инструментов ускоренного обучения, индивидуальных учебных планов.

В этой работе велика роль ФУМО СПО. В качестве примера Виктор Неумывакин привел деятельность ФУМО СПО в области информационных технологий, которое предложило гибкую структуру федеральных государственных образовательных программ с набором квалификаций, освоение которых возможно по выбору образовательной организации.  В последние два года была проведена серьезная работа по обновлению Перечня профессий и специальностей СПО, были исключены невостребованные, и уже по 30 позициям не будет вестись прием со следующего (2021) года.

Недавно на Совете по стандартизации Минпросвещения России было принято 19 новых ФГОС СПО в новом макете. На сегодня только около 100 ФГОС СПО из более чем 600 утверждены в новом формате. Эта работа должна продолжиться и быть ускорена.

На том же Совете по стандартизации было представлено и утверждено 3 совершенно новых ФГОС СПО. Это результат активной позиции ФУМО, которые совместно с экспертами СПК, Ворлдскиллс Россия, экспертным сообществом являются опорой в вопросах содержания и принятия решений о сроках обучения. Министерство просвещения российской Федерации всегда открыто для таких предложений и готово их рассматривать.

В пленарной сессии конференции в удаленном формате выступили эксперты. Заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Алла Факторович рассказала о профессиях, специальностях СПО и квалификациях, формируемых на основе профессиональных стандартов.   Выступление директора ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс» Игоря Артемьева было посвящено опыту внедрения эффективного планирования в образовательном процессе СПО. Директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»  Данила Уфимцев осветил вопрос возможности организации демонстрационного экзамена в СПО в дистанционном формате). А первый заместитель председателя Росагропромсоюза Александр Бабурин представил доклад о деятельности СПК по обновлению содержания подготовки по профессиям и специальностям СПО.

Очное выступление директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимира Блинова на тему «Интенсификация образовательного процесса в СПО: предпосылки, возможности и риски» было посвящено представлению методических рекомендаций, разработанных в центре в рамках проекта. Он отметил, что разработка и внедрение гибких адаптивных образовательных программ – одно из магистральных направлений развития современной системы СПО в России. Для этого необходима методическая мобильность на местах – в образовательных организациях.

По его словам, индивидуализация в образовании всегда дает максимальный эффект, но при этом трудозатратна. Эффективный учебный план подразумевает не только и не столько сокращение сроков обучения, сколько оптимальное использование учебного времени. Необходимо расширение базы производственной практики. Это основа качественного профессионального образования. Система элективных курсов в образовательной программе СПО повышает мотивацию студентов, обеспечивая осознанный выбор.

Однако разработке индивидуальных учебных планов, использования механизмов организации освоения двух ОПОП СПО параллельно, организации зачета результатов предшествующего обучения необходимо учить педагогов и руководителей образовательных организаций СПО. Многие передовые колледжи и техникумы успешно используют такие инструменты, их опыт стал основой методических рекомендаций, но для массового внедрения такого опыта предстоит еще серьезная работа.

В ответ на выступление Владимира Блинова Виктор Неумывакин акцентировал внимание на вопросе гибкости образовательных программ и образовательных организаций. Современные первокурсники стали совершенно иными: у них выше средний балл аттестата, растет конкурс на поступление в колледжи и техникумы. Эти вчерашние школьники уже привыкли к цифровому миру, они участвовали в проекте «Билет в будущее», в мастер-классах и профессиональных пробах, организованных с использованием самых современных технологий. Поэтому необходимо менять подходы к их обучению, чтобы не потерять и развивать учебную мотивацию.

Спикер подчеркнул значимость конференции в этой связи и отметил, что важно услышать мнения и риски от собравшейся экспертной аудитории. При этом в погоне за гибкостью важно не потерять основательность среднего профессионального образования.

В конце пленарной сессии выступила заместитель директора по учебной работе Московского колледжа связи № 54 им. Вострухина Ирина Бозрова. Она рассказала об интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования на примере опыта работы по укрупненной группе профессий, специальностей СПО 11.00.00. В своем выступлении эксперт отметила, что в колледже давно используется ускоренная форма обучения за счет зачета результатов обучения по рабочим профессиям, которые студенты осваивают, еще обучаясь в старших классах школы. Эта работа колледжа со школьниками имеет и профориентационный эффект, когда на обучение приходят уже мотивированные ребята. В колледже функционирует широкая сеть кружков и секций, которые также становятся существенным дополнением к ОПОП СПО. Образовательная среда колледжа создает условия для повышения темпа освоения материала. Мастерские и полигоны колледжа работают 12 часов в сутки в две смены, студенты могут прийти отрабатывать умения в удобное для них время, используя электронную запись.

После перерыва работа конференции продолжилась на двух круглых столах, где участники обсудили вопросы нормативно-правового обеспечения интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программам среднего профессионального образования и новые педагогические технологии, необходимые для реализации эффективного учебного плана.

В работе круглых столов приняли участие представители экспертного научно-методического сообщества и образовательных организаций российских регионов, где развиваются лучшие практики эффективного планирования. Среди них:

  • Александр Кондаков, член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование»;
  • Виктория Микерова, заведующая учебно-методическим отделом и Слюсарь Екатерина Владимировна, руководитель отдела практической подготовки студентов ГБПОУ г. Москвы «Колледж связи №54 имени П.М. Вострухина»;
  • Ирина Зимина, декан факультета СПО ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»;
  • Оксана Бекетова, заместитель директора по учебно-производственной работе Зиминского железнодорожного техникума;
  • Александр Калинин, директор ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж»;
  • Ольга Елпатова, заместитель директора по научно-методической работе Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж информационных технологий».

Подводя итоги конференции и принимая ее резолюцию, участники подтвердили значимость результатов проекта, который в течение двух лет ведет ФИРО РАНХиГС, и предложили одобрить текст методических рекомендаций по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программ СПО. В качестве предложений по внедрению методических рекомендаций и развитию результатов проекта были высказаны пожелания обеспечить сбор образцов локальных нормативных документов образовательных организаций, реализующих программы СПО и представляющих лучшие практики по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса с размещением на сайте ФИРО РАНХиГС. Также участники конференции предложили организовать проведение курсов повышения квалификации по разработке и внедрению эффективных учебных планов для педагогов, методистов и руководителей образовательных организаций, реализующих программы СПО.

К материалам конференции...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: