Новости

Наталья Тарасова для "Российской газеты": Возможен ли детский сад "с доставкой на дом"?

Учебный год идет в непростых условиях. Все внимание - школам. А в какой ситуации оказались детские сады и родители дошколят? Какие уроки они вынесли после весенней удаленки? И какие возможности могут использовать уже сейчас?



- Школы все-таки получили методические рекомендации по работе в дистанционном формате, получили техническую поддержу, те же компьютеры для нуждающихся детей и учителей. Для них существуют крупные федеральные цифровые ресурсы. Например, Российская электронная школа и другие. А вот для детских садов такого ресурса нет, - рассказала "РГ" директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова. - Несмотря на это, по нашим данным, в прошлом году после массового перехода на "дистант" 80 процентов детских садов начали проводить разные онлайн-активности со своими воспитанниками. Не прекращалась работа дежурных групп для тех детей, чьи родители не смогли работать из дома.

По словам специалиста, в одной дежурной группе могли оказаться и двухлетние, и шестилетние малыши. И когда у старших по времени должны были начинаться занятия, младших уже нужно было вести на прогулку. Так что в основном воспитатели играли с детьми, читали им сказки, присматривали, помогали малышам обслуживать себя.

- До пандемии детские сады цифровыми ресурсами практически не пользовались. И педагоги дошкольного образования оказались в этом плане не готовы даже больше, чем школьные учителя, - говорит Наталья Тарасова. - Образовательный процесс во время самоизоляции в детских садах оказался разорван.

Исследование текущего состояния дошкольного образования в дистанционном режиме в условиях применения мер по обеспечению самоизоляции населения
Slider


Есть еще нюанс: далеко не все воспитатели, которые ушли весной на удаленку одновременно с малышами, смогли освоить цифру. И далеко не все родители активно включались в процесс. В итоге нередко "картина" с дошкольником в семье выглядела так: мама и папа работают из дома, помогают старшему ребенку-школьнику учиться на дистанте. А младшему - планшет с мультиками в руки - и вся семья спокойна. Но даже в этом случае многие воспитатели старались, например, читать детям сказки и выкладывали видеоролики с ними на YouTube, в мессенджеры.

- Сказка - это тоже элемент образовательной программы. Если ребенок не просто ее послушал, но и ответил на вопросы по ее сюжету, пересказал. Были родители, которые стали хорошими помощниками воспитателя. Им вместе удалось создать цифровой детсад с доставкой на дом. Наладить проектную деятельность - дети и рисовали, и лепили, и составляли коллажи и презентации. Хорошо шло музыкальное развитие - родители с детьми с удовольствием и слушали песни, пели. Сложнее с физкультурой - все-таки через экран не проследишь, как малыши выполняют упражнения, - говорит Наталья Тарасова. - Конец прошлого года многому нас научил. Воспитатели узнали, например, как монтировать видеоролики, составлять интерактивные презентации, запускать онлайн-флешмобы.

Сейчас детсады вернулись в обычный режим работы, большинство из них. И главная задача воспитателей - провести мягкую диагностику. Понять, в каких областях развития малыши могли отстать, что нужно подтянуть. При этом от детсадовца никто не требует писать и считать, знать конкретные формулы. Поэтому и закрыть пробелы после удаленки будет проще, уверена эксперт.

- Но "цифра" из поля зрения детских садов уже не уйдет, - говорит Наталья Тарасова. - В онлайне проводятся родительские собрания. И там же можно выкладывать мастер-классы для мам и пап, задания для детей и всей семьи в случаях, когда ребенок по разным причинам, в том числе по болезни, не может посещать детский сад. Новые технологии позволят ему не выпадать из образовательного процесса на две-три недели, как раньше. При условии, что в этом заинтересованы родители, и они готовы помогать педагогам.

Примеры заданий для дошколят

Пример 1. Как складывать одежду.

Первая проблема, с которой столкнулись многие родители в самоизоляции, - беспорядок в комнате ребенка. Если в детском саду дети привыкли сами складывать свои вещи перед сном, то дома, когда рядом нет воспитателя, дошкольники про это правило забыли.

Воспитатель записывает видеоинструкцию для родителей, как должны складывать одежду дети. В видеросюжете воспитатель напоминал дошкольникам, что дома тоже нужно соблюдать порядок. Проверялось это задание следующим образом: воспитатель просил родителей сфотографировать сам процесс и результат - сложенные вещи ребенка. Такую видеоинструкцию родители могли включать ребенку ежедневно.


Пример 2. Дидактическая игра "Угадай, чего не стало?"

Воспитатель записал видео дидактической игры "Угадай, чего не стало?". В группе дети любят играть в эту игру, поэтому правила им знакомы. Выбираются самые крупные предметы такие как ножницы, линейка, книга, кукла, мягкая игрушка и т.п. Посторонние предметы удаляются из поля зрения ребенка. Воспитатель с экрана напоминает детям правила игры: внимательно посмотреть на предметы на столе, запомнить их. Закрыть, а потом открыть глаза и угадать, чего не стало. Задача родителей - проследить, чтобы ребенок не открывал глаза. Можно записать несколько таких игр с разными предметами, в том числе по разным лексическим темам. Например, парикмахерские и канцелярские принадлежности, овощи, фрукты. Игра будет развивать у детей память, внимание, наблюдательность, грамматический строй речи.

Кстати, сегодня 27 сентября, в России отмечается День воспитателя.


Текст: Ксения Колесникова

Источник: "Российская газета"

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: