Новости

Эксперт РАНХиГС Наталья Тарасова прокомментировала уход московских школьников на двухнедельные каникулы

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, в соответствии с которым в столице устанавливаются каникулы с 5 октября по 18 октября 2020 года включительно для школьников как общеобразовательных школ, так и учащихся заведений дополнительного образования, в том числе и спортивных. Вместо обычной недели осенние каникулы «в связи с сезоном простуд и ростом случаев коронавируса» продолжатся две недели. 

Комментируя это решение, директор центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Наталья Тарасова уточнила, что каникулы в московских школах проходят по двум схемам – традиционной (четверти) и модульной (5 недель ребята учатся, одну отдыхают). У огромного числа школьников каникулы начинаются 5 октября, таким образом, им каникулы просто продлили.

Ссылаясь на расчеты эпидемиологов, исследователь предположила, что эти две недели октября все-таки позволят снять напряженность в распространении инфекции и выйти на плато по коронавирусу. 

Она напомнила, что большинство нормативных документов, касающихся графика школьных каникул, устанавливается Минпросвещением России. Хотя эти акты носят рекомендательный характер. В частности, согласно одному из пунктов ведомственного положения, разрешается смещать график каникул, но не более чем на две недели. Другая норма устанавливает, что отдых должен начинаться только с понедельника.

Каждый регион вопрос о том, когда отправлять детей на осенние каникулы, будет решать самостоятельно. Скажем, Московская область пока не озвучила свою позицию на этот счет. «Хотя в этом регионе ситуация, будучи менее острой, тоже, в общем, непростая», – добавила она.

Скорее всего, если ситуация не улучшится, то, не нарушая никаких юридических норм, школы продолжат учебный год, но в дистанционном формате. «Мы не можем приостановить образовательный процесс», – выразила мнение эксперт, подчеркнув, что «разрыв между детьми, освоившими и не очень хорошо освоившими программу в условиях карантина, становится все больше». «Поэтому мне кажется, что на уровне государства и региона задача дня – максимально удержать традиционный (очный) формат обучения. Но чтобы его удержать, надо снимать риски по здоровью», – сказала она.

По мнению исследователя, если дальше все будет складываться благополучно, то в следующем году компенсировать потери в знаниях можно будет за счет отчасти летнего отдыха школьников. «Поскольку последний, согласно уже упомянутым ведомственным нормам, должен длиться не меньше двух месяцев, то здесь можно будет найти компромисс и возможность восполнить упущенные школьниками темы и разделы», – пояснила спикер.

Выразив сожаление, что информация о результатах Всероссийских проверочных работ (ВПР), призванных выявить пробелы в знаниях школьников за период «весенней удаленки» (они будут известны не ранее середины октября – Ред.), становится предметом слухов и фейков, она привела отзывы некоторых коллег из регионов о том, что дети написали их неважно.  

«Но это единичные и субъективные мнения. Надо дождаться комментариев организации, которая готовит эту аналитику, Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), чтобы понять, что и насколько было упущено, как выглядит набор проблем, который мы, к сожалению, перенесли из предшествующего учебного года в текущий», – уточнила она.      

Возвращаясь к теме успеваемости детей в период карантина, эксперт отметила, что сегодняшняя школа рассчитана на высокомотивированного, очень сознательного и уже в определенной степени успешного учащегося. Это система обучения «Ты должен», в отличие от европейской модели школы, которую можно назвать «Я тебе помогу», где рядом с учителем работает его ассистент, целая служба детских консультантов, тьюторов, эдвайзеров.  

Кроме того, пандемическая ситуация показала, что даже в таком благополучном мегаполисе как Москва достаточно велика доля семей, у которых нет нужного оборудования, чтобы ребенок учился дистанционно.  «Но Москва с ее возможностями быстро решила этот вопрос, а что делать остальным регионам, честно говоря, у меня нет ответа», – поделилась она.

Оценив число потенциально неуспевающих учеников в масштабе страны в интервале от 30% до 40%, исследователь выразила мнение, что «у нас учащиеся основной школы не готовы к самостоятельной работе из дома». По ее версии, многие дети, особенно пятых, шестых, седьмых классов «просто потерялись в этих условиях». «Они еще не осознают, что 30 минут в дистанте это аналог 45-минутного урока. Отсутствие очного учителя, его поддержки, быстрой обратной связи превращает зачастую для ребенка онлайн-занятие в игру», – заключила Наталья Тарасова.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: