Новости

Галина Резапкина приняла участие во II Международном Саратовском экономико-психологическом форуме

II Международный Саратовский экономико-психологический форум "Современные тенденции в сфере экономической психологии"

25 сентября 2020 завершил работу II Международный Саратовский экономико-психологический форум «Современные тенденции в сфере экономической психологии», который прошел в Центре психолого-экономических исследований Поволжского института управления имени П. А. Столыпина РАНХиГС при поддержке Министерства экономического развития Саратовской области, Торгово-промышленной палаты Саратовской области, бизнес-сообщества, экспертов ЕАЭС.

На форуме было представлено 80 докладов ученых из России, Германии, Австрии, Нидерландов, Чехии, США, Канады, Бразилии, Казахстана, Кыргызстана, Израиля. Главный вопрос форума – абсолютная свобода или тотальный контроль?» был затронут в выступлении сотрудника ФИРО РАНХиГС Галины Резапкиной «К вопросу о соотношении внутренних и внешних мотивов поведения», которое вызвало живой интерес.  

Галина Владимировна рассмотрела взаимосвязь внешних и внутренних мотивов в контексте их соотношения между контролем и доверием, законом и совестью, которые в здоровом обществе не противоречат, а подкрепляют друг друга, рождая эффект синергии. Образовательные системы отражают государственную политику и уровень развития педагогической науки. Условно все педагогические и психологические теории можно разделить на две группы: основанные на контроле и основанные на доверии. Сторонники первой группы, близкой к технократическому подходу, считают, что природа человека асоциальна и деструктивна, или, в лучшем случае, нейтральна (tabula rasa), следовательно, основная задача воспитания – исправление или конструирование человека с целью его социализации, причем под этим понимается прежде всего соответствие общепринятым социальным нормам.

Сторонники второй группы, близкой к гуманистическому подходу, полагают, что каждый человек – изначально хороший, поэтому основная задача воспитания – дать ребенку возможность реализовать свой потенциал самостоятельно, избавив его от внешнего руководства и предоставив возможность учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора. Однако этот подход работает при условии любви и принятия ребенка с раннего детства, что способствует его гармоничному развитию. Но в школу часто приходят дети, травмированные негативным опытом. В этом случае свобода и отсутствие ограничений  нередко приводит к асоциальным проявлениям.   

По мнению исследователя, необходим динамический баланс контроля и доверия, внутренних и внешних мотивов как основы гармоничного существования граждан и государства с перспективой на приоритет доверия как условия перехода от ценностей выживания к ценностям развития общества.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: