Новости

Наталья Тарасова в эфире Авторадио: "Напряженность у школьников ... к условиям и обстоятельствам пандемии"

2 октября в прямом эфире Авторадио обсуждали отношение школьников к условиям дистанционного обучения в условиях пандемии. Экспертом передачи стала директор  Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, Наталья Тарасова.

 

Слушать запись эфира...

Авторадио: С какими проблемами сталкивается современный школьник?

Н.В. Проблем немало. Если следовать последним данным, которые мы получили в рамках определенного анализа, в той ситуации, в которой сейчас находятся школьники, то что мы называем «в удаленном доступе» - дистанте, то у нас получается, что со одной стороны, нам говорят, что все раздражены и недовольны, у всех большие претензии, но на самом деле, когда мы проводили свое исследование, мы таких данных не получили.

Более того, мы увидели, что школьники относятся лояльно к оценочным вещам учителя, что между школьниками и учителями сохранились уважительные отношения, нет каких-то провокационных моментов, которые бы приводили к конфликтам. Единственное, мы увидели, что сегодняшнее время школьников тоже меняет. Насколько они готовы трудиться в традиционном формате офлайн? Им все-таки комфортнее работать с учителями онлайн.

Оказывается, что у нас выделяется определенный процент школьников, которые готовы перейти на дистанционное обучение. Сейчас есть еще такой неустоявшийся термин «смешанная форма обучения». Школьники с восьмого класса спокойно к этому формату относятся и отдают этому достаточное предпочтение. Нас обеспокоило больше всего, что школьники встревожены. Но встревожены общей ситуацией.

Напряженность у школьников не в отношениях к педагогам или процессу дистанционного обучения, а к тому времени, в котором оказалась школа, к условиям и обстоятельствам пандемии.

Авторадио: Вы говорите не в целом про систему в школе, а про ситуацию в рамках пандемии, карантина в школе

Н.В. Да. Сегодня все исследования, которые как ученые мы проводим - это всегда взгляд на школу именно с позиции той ситуации, в которой школа сегодня оказалась. Важно видеть насколько она устойчива, насколько она благополучна, насколько тревожность повышается или не повышается, готовы ли дети работать в этом формате.

Авторадио: Допустим, ковида нет. Мы учимся традиционно. В школах то по девять, то по четыре урока. Школьники загружены учебой. Это, мне кажется, ненормальная ситуация. Как Вы считаете?

Н.В. Это в первую очередь свидетельствует о не очень хорошей организации учебного процесса. С одной стороны, есть определенные требования - сколько должно быть уроков в старших классах, и мы тут ничего изменить не можем. Есть определенный учебный план. Мы до сих пор воюем, какой предмет мы будем исключать.

Каждый год у нас появляются  какие-то новые дисциплины, которые мы пытаемся включить в учебный план, а он не резиновый. Поэтому некоторые школы не могут себе позволить пятидневную рабочую неделю и переходят на шестидневную, чтобы эту перегрузку снять. Но, к сожалению, школа не может сократить определенное количество часов.

Авторадио: Может быть, стоит отменить домашние задания, как это происходит в некоторых странах

Н.В. Мы об это говорим много, но на самом деле, нет еще четкого понимания, как это грамотно сделать. С одной стороны, некоторые педагоги умеют ставить педагогические задачи, они прекрасно понимают, что такое перевернутый урок, они могут выстроить обратную связь с детьми. А дальше педагог с ними проблематизирует и приходит к определенным выводам. На самом уроке. А как это сделать в масштабе всей страны, по всем параллелям, как «научить учиться» детей? Мы много об этом говорим, но не всегда это получается. Связано это еще с тем, что много внешнего контроля, а внешний контроль приводит к тому, что ребят начинают натаскивать на определенные сдачи ЕГЭ. Все это неизбежно приводит к перегрузке. Взволнован, встревожен педагог, даже если ему говорят, что выявляют недочеты не для того, чтобы прорейтинговать и показать, что ты, например, плохой педагог, плохо выучил, а просто - выявить проблемы, внести какую-то коррекцию в учебный план, помогать тому же учителю.

На самом деле система не всегда такая поворотливая, и не всегда получается это сделать. И получается все наоборот, хотели как лучше, а получилось...

Источник: "Авторадио"

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: