Программа "Мир без опасности"

Аннотация:

Авторская программа, разра­ботанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, ин­формационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей пред­метно-пространственной среды. Предлагает варианты адаптации про­граммного содержания к запросу особого ребенка. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуро­творчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями. Автор программы – Лыкова И.А. д.п.н.

Читать всю программу...

Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ», издательский дом «Цветной мир», 2017, 112 стр.
Рецензия ФГАУ «ФИРО» № 32 от 13 февраля 2017 г.

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные особенности программы

«Мир Без Опасности»

Согласование с ФГОС ДО

Стратегический ориентир на ФГОС НОО

Миссия программы «Мир Без Опасности»

1.2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Цель программы «Мир Без Опасности»

Основные образовательные задачи

1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ДИНАМИКЕ

ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Вторая младшая группа (3–4 года)

Средняя группа (4–5 лет)

Старшая группа (5–6 лет)

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

1.4. ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

Возрастные особенности детей пятого года жизни

Возрастные особенности детей шестого года жизни

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Общие рекомендации в соответствии с ФГОС ДО

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогическая диагностика — профессиональный инструмент современного педагога

К четырем годам

К пяти годам

К шести годам

К семи годам

1.6. РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПЕРЕХОД ОТ СОДЕЙСТВИЯ К СОТВОРЧЕСТВУ

МИР  БЕЗ  ОПАСНОСТИ

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ: КОНТЕНТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.2. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дидактические формы приобщения детей к культуре безопасности

Образовательная технология «Ситуация»

Основные психолого-педагогические условия

3.2. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ПРОГРАММЫ

«МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ» К ЗАПРОСУ ДЕТЕЙ С ОВЗ

3.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

3.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»

3.5. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ

И НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗА­ЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВА­ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные документы

Научная  и методическая литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Читать всю программу...

Введение

Жизнь человека во все времена —  в  далеком  прошлом, «турбулентном» настоящем и непредсказуемом будущем - тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Опасность — вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/или здоровью человека. Ни в одном виде деятельности, как и в самом течении человеческой жизни, невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно - любая деятельность, как и жизнь человека, потенциально опасна. Но это не означает необходимость изоляции от внешнего мира во избежание опасностей и угроз. Напротив, одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека - активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», пред-восхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом «творить самого себя» - саморазвиваться.

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти  и  уверенность  в  победе слышат тучи в этом крике...» (Горький М. «Песня о Буревестнике»). Способность предвидеть опасности и преодолевать их без риска для жизни и здоровья связана с важнейшей потребностью каждого человека в безопасности.
...
Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека. В общении с близкими взрослыми и в играх со сверстниками, в процессе слушания сказок и стихотворений, просмотра мультфильмов и детских телепередач, во время прогулок, экскурсий и семейных путешествий ребенок постигает «азы безопасного поведения»: что можно делать, а что нельзя; что такое хорошо и что такое плохо; как нужно себя вести в разных ситуациях, чтобы не навредить своему здоровью, телу и настроению (эмоциональному со-стоянию); какие правила и нормы поведения приняты в нашем обществе, в своей культуре; какие правила и нормы бытуют в других обществах и культурах; как избегать опасностей и как просить о помощи: к кому, в каких случаях и как именно можно обращаться.

Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают, что: у каждого государства есть границы, которые охраняются пограничными службами; природные ресурсы (вода, лес, нефть, природный газ, минералы) подлежат бережному и рациональному использованию; значимые объекты искусства и культуры надежно хранятся в музеях, выставочных залах, галереях, коллекциях, библиотеках (при этом они доступны для ознакомления гражданами нашей страны и туристами из других стран); все образованные и воспитанные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, умеют работать в команде, соблюдают технику безопасности на работе, в бытовой жизни, во время отдыха...
...
 
Читать всю программу...