Программа "Весёлый Рюкзачок" для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В программе представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Туристическая деятельность  представлена как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка. В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп; раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе; описаны средства и методы реализации программы; даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды. В программе обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников; предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения. В методический комплект программы входят программа, сценарии образовательной деятельности с детьми и развивающие тетради.

Читать всю программу...

Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 80 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
Рецензия № 231/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка
Характеристики особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для разработки и реализации программы
Принципы и подходы к формированию программы
Цели и задачи реализации программы
Планируемые результаты освоения программы

Содержательный раздел программы
Содержание образовательной деятельности в группе детей 5–6 лет
Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе
Содержание образовательной деятельности в группе детей 6–7 лет
Тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Средства и методы реализации программы
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы

Организационный раздел программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации программы
Дидактическое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы

Литература

Читать всю программу...

Пояснительная записка

Парциальная программа дошкольного рекреационного туризма «Весёлый Рюкзачок» рассчитана на детей 5–7 лет. Программу можно использовать в организованной образовательной деятельности по познавательному, речевому, социально-коммуникативному и физическому развитию в соответствии с темой, указанной в перспективном плане (два раза в неделю). Срок реализации программы — два года. Структура программы представлена двумя модулями: «Первые открытия» (на возраст 5–6 лет) и «Юные путешественники» (на возраст 6–7 лет).

Программа включает следующие разделы:
«Рюкзачок открывает мир».
«Рюкзачок готовится в поход».
«Здоровье в рюкзачке».
«Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой».


Необходимость разработки программы продиктована значимостью дошкольного детства как начального этапа формирования личности человека, воспитания у него ответственного отношения к окружающей природной и социальной среде. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и общекультурной готовности ребёнка при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.
Анализ специальной литературы и наш практический опыт показали, что одним из таких подходов является использование элементов туризма в работе с дошкольниками. Однако практика показывает, что используются они в детских садах в основном бессистемно, для решения изолированных друг от друга целей: познавательных, воспитательных, оздоровительных. Туризм не только совершенствует двигательную сферу ребёнка, но и формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольника. Возможности туризма ещё не полностью оценены в дошкольном образовании. Мы полагаем, что это связано с тем, что не разработана программа комплексного использования туризма в условиях ДОО.
Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Проанализировав специальную литературу, мы выделили следующие виды туризма:
спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном рельефе;
рекреационный — связан с передвижением людей в свободное время в целях отдыха, для восстановления их физических и душевных сил;
краеведческий — посвящён изучению историко-культурного потенциала страны, её социокультурной среды, особенностей бытовой и хозяйственной деятельности;
историко-культурный — наиболее широко распространённый вид активного познавательного отдыха, основанный на интересе к природному и историко-культурному наследию во всём его разнообразии;
эколого-оздоровительный — туризм, обращённый к природе, не наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и просвещение, формирование дружественных отношений с природой, использование её здоровьеформирующих ресурсов.
Спортивный туризм невозможен в дошкольном детстве, так как имеет возрастные ограничения, требует профильного обучения и сопряжён с рисками профессионального спорта. Поэтому в программе мы ставим акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме. Основная форма организации рекреационного туризма — прогулки-походы, предполагающие кратковременное пребывание на природе, ознакомление с объектами ближайшего социального окружения, овладение элементарными туристскими навыками.
Мы убеждены, что в туристской деятельности заложены широкие возможности для развития и воспитания дошкольников: в ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся, чем «книжные», те, что предстают на страницах книг, учебных пособий. Кроме того, туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и ре- комендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.
Потенциал природной и социальной окружающей среды должен быть использован для обогащения жизненного опыта ребёнка, для воспитания гражданина своей Родины, большой и малой.

Читать всю программу...