Программа "Умные пальчики"

Аннотация

Программа предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе принципа культуросообразности. Конструирование позиционируется как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества: «Как человек изобрел колесо, соорудил дороги и транспорт», «Как зернышко прошло путь от поля до каравая», «Как люди приручили и где поселили огонь», «Где живет вода, и как она приходит в наш дом», «Где хранится семейная память», «С чего начинается Родина» и др. Программа обеспечена учебно-методическими пособиями и демонстрационными материалами для каждой возрастной группы ДОО.

Читать всю программу...

Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД «Цветной мир», 2018. — 200 с., 3-е издание, перераб. и доп.
Рецензия. Протокол № 11 от 19.06.2019 г. Ученого совета педагогического института НИУ «Бел ГУ»

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Теоретические и концептуальные основы Программы

1.1.   Конструирование в ансамбле видов деятельности

1.1a  Конструирование — познавательная деятельность

1.1б  Конструирование — художественно-эстетическая деятельность

1.1в  Конструирование — социально-коммуникативная деятельность

1.1г  Интеграция познавательной, художественно-эстетиче­ской и социально-коммуникативной деятельности

1.2.   Личность и творчество

1.3.   Конструирование как универсальный способ самопознания и самосозидания

1.4.   Особенности детского конструирования

1.5.   Конструирование — культурная практика растущего человека

  1. Целевые ориентиры и основные задачи Программы
  2. Модель развития взаимоотношений детей и взрослых в современном образовательном пространстве
  3. Возрастные характеристики развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье

4.1.   Возрастные особенности детей четвертого года жизни

4.2.   Возрастные особенности детей пятого года жизни

4.3.   Возрастные особенности детей шестого года жизни

4.4.   Возрастные особенности детей седьмого года жизни

  1. Планируемые результаты освоения Программы

5.1.   Общие рекомендации в контексте ФГОС ДО

5.2.   Особенности проведения педагогического мониторинга

5.3.   Динамика возможных достижений детей дошкольного возраста в конструировании

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Стратегия проектирования развивающего конструирования в дошкольной образовательной организации
  2. Целостная система образовательной работы в форме кален­дарно-тематического планирования

2.1.   Вторая младшая группа

2.2.   Средняя группа

2.3.   Старшая группа

2.4.   Подготовительная к школе группа

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Основные рекомендации к организации конструирования в дошкольной образовательной организации
  2. Рекомендации по адаптации Программы к запросу ребенка с ОВЗ
  3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  4. Материально-технические условия реализации Программы
  5. Список учебно-методических и наглядно-дидактических пособий для реализации парциальной программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду»

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Базовые сооружения в человеческой культуре и их вариативные модели в детском конструировании

Приложение 2. Примеры образовательных ситуаций (развивающих занятий)

Приложение 3. Примеры демонстрационных карточек

Приложение 4. Современное оборудование, дидактический материал для организации развивающего конструирования и поддержки культурных практик детей в ДОО и семье

Читать всю программу...

Введение

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!

(В.А. Сухомлинский)

Конструирование (от латин­ского construere — строю, создаю) — творческая деятельность лю­дей, связанная с созданием пред­метного мира (второй природы) и формированием человеческой культуры. Сущность конструиро­вания заключается в намеренном объединении различных элемен­тов или в преобразовании мате­риалов на основе проектов (схем, чертежей, расчетов, моделей) с целью получения различного рода целостностей предметов, ин­струментов, сооружений.

Конструирование это уни­версальная деятельность, про­дукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бы­тия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерь­ера... Сказку и стихотворение, та­нец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпрети­ровать как гармоничные конструк­ции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соеди­няются в  целое одним из спосо­бов, выработанных культурой.

Без конструирования не мыс­лится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее разви­тие человеческой культуры. По­этому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и куль­туротворчества в конструктивной деятельности. Широкие возмож­ности для решения этой  фунда­ментальной задачи открываются уже на первом уровне образова­ния в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок тонко чув­ствует свою «родственность» окружающему миру (Л.С. Выгот­ский), гармонично «слит с природой» (А.В. Бакушинский), от­крыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т. Лихачев), активно и довер­чиво ищет свое место в нем (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков), самозабвенно конструирует «свои миры» (А.Г. Асмолов) и самого себя (М. Доналдсон).

Детское  конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий, фи­гурок и построек, в которых взаи­мосвязь частей конструкции опре­деляется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок  способен  «открыть»  и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоцио­нально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может по­чувствовать, пережить и осмыс­лить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооруже­ния (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.

Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объ­ектами, сколько духовными бо­гатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом перво­открывателя и даже «сопорожда­ет»: находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных соору­жениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.

Парциальная образователь­ная программа «Умные паль­чики: конструирование в дет­ском саду» (далее — Программа) создана в ответ на запрос совре­менного социума семьи и го­сударства  к воспитанию оду­хотворенного человека-созида­теля, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным ми­ром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазви­тию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки.

Программа разработана в со­ответствии с требованиями Фе­дерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (При­каз Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013). Согласована с Фе­деральным законом «Об образо­вании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Учиты­вает основные положения Конвен­ции ООН о правах ребенка и ключе­вые идеи стратегии образования для устойчивого развития:

Программа ориентирована на сохранение уникальности и са­моценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ре­бенка с учетом возрастных, ген­дерных, индивидуальных особен­ностей. Предусматривает реали­зацию принципа непрерывно­сти образования на всех его уров­нях, обеспечивает преемствен­ность программ (целей, задач, содержания) дошкольного и на­чального общего образования.

Методологическую и тео­ретическую основу программы «Умные пальчики» составляют культурно-исторический и си­стемно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса. Научная концепция вы­строена автором на основе ре­зультатов фундаментальных ис­следований — классических (А.В. Бакушинский,  Л.С. Выгот­ский, М. Монтессори, Ф. Фребель) и современных   (А.Н. Давидчук, В.Т. Кудрявцев, З.Н. Лиштван, Л.А. Парамонова,  В.Г.  Нечаева, Н.Н. Поддьяков и др.), свидетель­ствующих о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной лично­сти ребенка, в поддержке и раз­витии его интеллектуальных и творческих способностей, в фор­мировании системы интересов, потребностей, установок и моти­вов поведения «растущего чело­века» (Д.И. Фельдштейн). Программа имеет четкую структуру и включает три раздела: Целевой, Содержательный, Организационный.

I. Целевой раздел содержит:

1) Теоретические и концептуаль­ные  основы  Программы;  2) Це­левые ориентиры и образователь­ные задачи; 3) Модель развития взаимоотношений педагога и де­тей; 4) Возрастные характеристи­ки развития детей, значимые для проектирования задач и содер­жания  конструирования в ДОО; 5) Планируемые результаты освоения Программы.

«Умные пальчики: конструи­рование в детском саду» — это программа психолого-педагоги­ческой поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации, развития творческой личности ре­бенка дошкольного возраста в кон­структивной деятельности, интег­рирующей содержание разных об­разовательных областей — «По­знавательное развитие», «Художественно-эстетическое разви­тие», «Социально-коммуникатив­ное развитие». Задачи образова­тельных областей «Речевое развитие»,  «Физическое развитие» также ставятся и успешно реализуются в содержании данной Про­граммы, но не столь системно, как задачи выше названных областей.

Программа предполагает лич­ностно-развивающий и гумани­стический характер взаимоотно­шений детей и взрослых — педа­гогов, родителей (или законных представителей) — в разнооб­разных формах взаимодействия. В целевом разделе показан век­тор развития взаимоотношений педагога с детьми в образова­тельном пространстве и посте­пенного перерастания содействия в сотворчество на основе системы дидактических принципов.

II. Содержательный раздел описывает 1) Стратегию проекти­рования образовательной дея­тельности дошкольной образова­тельной организации (далее — ДОО) по реализации Программы и 2) Целостную систему образо­вательной работы в форме кален­дарно-тематического планирова­ния. Содержание образовательной деятельности строится в Програм­ме на основе ряда дидактических принципов при ведущей роли принципа культуросообразно­сти, который интерпретируется автором как целесообразность проектирования образователь­ного процесса по модели раз­вития человеческой культуры.

Программное содержание представляет собой авторский вариант проектирования образо­вательной деятельности в четырех возрастных группах дошкольной образовательной организации (второй младшей, средней, стар­шей и подготовительной к школе) по следующим взаимосвязанным направлениям:

введение детей в мир об­щечеловеческой культуры, при­общение к традициям и ценностям искусства (народного творчества, архитектуры, декоративно-при­кладного искусства, дизайна и др.); развитие предпосылок цен­ностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус­ства и предметов культуры; ста­новление эстетического отноше­ния к окружающему миру (при­родному, бытовому, социальному, информационному и др.);

амплификация познаватель­ного, художественно-эстетическо­го и социально-коммуникативного развития детей с учетом возраст­ных, гендерных, индивидуальных особенностей; создание опти­мальных условий для проявления творческой активности, самостоя­тельности, инициативы каждого ребенка; поддержка эксперимен­тирования и культурных практик;

расширение социокультур­ного опыта; развитие продуктив­ного общения и творческого взаи­модействия ребенка со взрослыми и другими детьми в разных формах сотрудничества и сотворчества; становление целенаправленности и произвольности (саморегуляции) действий, формирование опыта планирования и организации дея­тельности (в т.ч. предпосылок учеб­ной деятельности).

Содержание образовательной деятельности с детьми раннего возраста (в первой и второй груп­пах раннего возраста, в первой младшей  группе)  представлено в комплексной образователь­ной программе «Теремок» (на­учный руководитель И.А. Лыкова, научные редакторы А.И. Буренина, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова).

III. Организационный  раз­дел раскрывает: 1) Основные под­ходы к организации образова­тельной  деятельности  в  ДОО; 2) Рекомендации  по  адаптации Программы к запросу особого ре­бенка (ОВЗ); 3) Особенности взаи­модействия педагогического кол­лектива  с семьями воспитанни­ков; 4) Материально-технические условия реализации Программы: примерный перечень материалов и оборудования для создания раз­вивающей предметно-простран­ственной среды; 5) Список учеб­но-методических и наглядно-ди­дактических пособий для реали­зации Программы.

Развивающая предметно­пространственная среда — одно из важнейших условий успешно­сти решения образовательных за­дач, поставленных Программой. Конкретные рекомендации к ее проектированию в дошкольной образовательной организации разработаны на основе принципов содержательной насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, гибкости, без­опасности, эстетизации образо­вательного пространства ДОО.

Учебно-методический ком­плект, сопровождающий Про­грамму, включает ряд учебных и наглядно-дидактических пособий для каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации (см. стр. 7, 22, 23, 29).

Приложения расширяют, кон­кретизируют, иллюстрируют ос­новные идеи и подходы, описанные в основной части Программы.

Приложение 1. Базовые со­оружения в человеческой культуре и их вариативные  модели в дет­ском конструировании.

Приложение 2. Примеры об­разовательных ситуаций (разви­вающих занятий).

Приложение 3. Примеры де­монстрационных карточек.

Приложение 4. Современное оборудование для организации развивающего конструирования и поддержки культурных практик детей в ДОО и семье.

Название программы «Умные пальчики: конструирование в дет­ском саду» раскрывает важней­шую роль художественно-продук­тивной деятельности в общем и творческом развитии ребенка до­школьного возраста: «Истоки спо­собностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые пи­тают источник творческой мысли!» (В.А. Сухомлинский).

Логотип Программы пред­ставляет собой яблоко, разде­ленное на семь разноцветных ча­стей, ассоциирующихся с раду­гой, и вписанное в круг (реальный или воображаемый). Яблоко сим­волизирует стремление ребенка к деятельному познанию окру­жающего мира и самого себя. Де­ление яблока на части выражает сущность конструирования соз­дание осмысленного и гармонич­ного целого из составных эле­ментов. Радуга означает гармо­нию создаваемой конструкции, приоритет эмоционально-цен­ностного отношения в целевых ориентирах, структуре и содер­жании детской деятельности. Круг передает идею глубинной интег­рации познавательного, художе­ственно-эстетического и соци­ально-коммуникативного разви­тия детей в современном обра­зовательном пространстве.

Где может использоваться Программа? Парциальная про­грамма «Умные пальчики: кон­струирование в детском саду» мо­жет использоваться в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации, в т.ч. в малокомплектных детских садах и группах кратковременного пре­бывания детей, в семейных и част­ных детских садах, в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста и в семей­ном воспитании. Программа мо­жет быть адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья и в работе с одаренными детьми (основные рекомендации приведены в Организационном разделе). Будет полезна при раз­работке основной образователь­ной программы дошкольной образовательной организации, при создании учебных курсов и мо­дульных программ повышения квалификации и профессиональ­ной переподготовки работников образования.

Парциальная программа «Ум­ные пальчики:  конструирование в детском саду» включена в ком­плексную образовательную программу дошкольного обра­зования «Мир открытий» (на­учный руководитель Л.Г. Петерсон, научные редакторы И.А. Лыкова, Л.Г. Петерсон), вошедшую в «На­вигатор образовательных про­грамм» Федерального института развития образования.

В составе данной программы прошла успешную апробацию в 32 субъектах Российской Феде­рации, среди которых: Амурская обл., Архангельская обл., Белго­родская обл., Владимирская обл., Вологодская обл., Ивановская обл., Калининградская обл., Ке­меровская обл., Краснодарский край, Ленинградская обл., Липец­кая обл., Магаданская обл., Моск­ва,  Московская обл.,  Мурман­ская об.,  Нижегородская  обл., Новгородская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Петропав­ловск-Камчатский, Республика Башкортостан, Республика Даге­стан, Республика Татарстан, Рес­публика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Ростовская обл., Рязан­ская обл., Санкт-Петербург, Сверд­ловская обл., Томская обл., Уд­муртская обл., ХМАО-Югра, Чу­вашская Республика, Ямало-Не­нецкий АО, Ярославская обл. и др.

Автор выражает благодар­ность С.А. Аверину, Е.М. Акиши­ной, А.В. Баринову, А.И. Бартков­скому, О.В. Бережновой, Е.В. Боя­ковой, Т.В. Волосовец, Л.А. Грид­невой, Л.В. Грушиной, Т.А. Дани­линой, Л.В. Двининой, И.А. Дя­дюновой, Г.Д. Егорову, Н.П. Иль­иной, И.И. Казуниной, Е.И. Касат­киной,   В.В.   Кожевниковой, В.Т. Кудрявцеву,  И.А.  Лавренть­евой, С.А. Мефодьевой, С.И. Му­сиенко, А.С. Обухову, Г.Н. Панте­лееву, Л.В. Пантелеевой, Л.Г. Пе­терсон, С.Г. Подилько, Л.Г. Савен­ковой, О.В. Стукаловой, А.Х. Сун­дуковой,   Е.В.   Трифоновой, В.А. Шипуновой,  за неоценимую помощь в подготовке, апробации, общественном обсуждении и на­учной экспертизе Программы.

Читать всю программу...