Программа "Цветные ладошки"

Аннотация

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Читать всю программу...

Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа худо­жественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразитель­ной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
Рецензия. Протокол № 10 от 29.06.2019 г. заседания Ученого совета института педагогики и психологии ФГБОУ ФО «Орловский государственный университет  им. И.С. Тургенева»

 

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция авторской Программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения к окружающему миру)

Педагогическая модель формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста (таблица)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проектирование целей, задач и содержания воспитания детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в детском саду (в соответствии с ФГОС ДО)

Эстетическое отношение как интегральная категория эстетики и художественной педагогики (концепция)

Специфика эстетического отношения у дошкольников

О способе построения картины мира ребенком-дошкольником

Поиск направлений амплификации эстетического развития детей дошкольного возраста

Интеграция продуктивной и познавательной деятельности

Интеграция разных видов художественно-продуктивной деятельности дошкольников (полихудожественный подход)

Педагогическая стратегия формирования эстетического отношения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности детей 2-7 лет

Становление и развитие изобразительной деятельности в раннем и дошкольном детстве

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и машине времени

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Перечень рекомендуемых пособий для реализации парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность), «Умелые ручки» (художественный труд), «Умные пальчики» (конструирование)

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды (продуктивная деятельность)

Читать всю программу...

Пояснительная записка

Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социо­культурное пространство, поэтому худо­жественно-эстетическое воспитание ста­новится чрезвычайно важным для раз­вития каждого ребенка, начиная с ранне­го возраста. Согласно ФГОС ДО, образова­тельная область «Художественно-эстети­ческое развитие» определяет задачи раз­вития предпосылок ценностно-смысло­вого восприятия и понимания произве­дений искусства (словесного, музыкаль­ного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование эле­ментарных представлений о видах искус­ства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художе­ственных произведений; реализацию са­мостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.

Парциальная образовательная про­грамма художественно-эстетического раз­вития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет собой вариант проектиро­вания образовательной области «Худо­жественно-эстетическое развитие» в со­ответствии с Федеральным государствен­ным образовательным стандартом до­школьного образования (ФГОС ДО). Она создана как программа психолого-педа­гогической поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, форми­рования опыта художественной деятель­ности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка.

В основу программы заложена педаго­гическая модель художественно-творче­ского развития детей в изобразительной деятельности (см. таблицу на стр. 12). Раз­ные виды изобразительной деятельности предстают как детское искусство, которое имеет свою специфику и развивается по своим законам.

Особенностью парциальной программы «Цветные ладошки» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.

Программа включает научную кон­цеп­цию, теоретические основы, в т.ч. воз­раст­ной «портрет» развития ребенка-дошкольника в изобразительной де­я­тель­ности, разработанный авторским мето­дом «теоретической матрицы», систему педагогической диагностики (монито­ринг), а также целостную систему обра­зовательных ситуаций для решения задач художественного развития детей 2–7 лет.

Программа «Цветные ладошки» в пол­ном объеме обеспечена методическими и дидактическими материалами. Учебно-ме­то­­дическое обеспечение (УМО) прог­рам­мы системно выстроено на сов­ре­мен­­ных принципах: культуро­сообразности, интеграции, наглядности, творчества, дос­тупности, психологической комфорт­ности, гибкости, трасформируемости, поли­­функциональности и др. Разработаны методические рекомендации к програм­ме «Цветные ладошки» (выстроены в вопросно-ответной форме); для повыше­ния квалификации педагогов подготовлено учебно-методическое пособие «Проекти­ро­ва­ние образовательной области «Худо­жественно-эстетическое развитие» (новые подходы в условиях введения ФГОС ДО).

Парциальная программа «Цветные ладошки» вошла в базисное содержание комплексных общеобразовательных прог­рамм ДОО «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Мир открытий» (под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) и «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцева).

...

Читать всю программу...