Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения Программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
- Математика
- Окружающий мир: естествознание, экология и техника
- Окружающий мир: общество, история и культура
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Программа «Движение и спорт»
- Программа «Здоровье, гигиена, безопасность»
- Взаимодействие взрослых с детьми
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Образовательный процесс
Формирование разновозрастных групп
Планирование образовательной деятельности
Организация пространства и оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Организация сетевого взаимодействия
Педагогические наблюдения и документация
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Учебно-методический комплект Программы 3.13. Финансовые условия реализации Программы
Дополнительные образовательные услуги Детского сада, реализующего Программу
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Перечень литературных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Научные основы Программы
Приложение 2. Значение корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
Приложение 3. Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Читать всю программу...
Пояснительная записка
Предлагаемая основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» определяет цели, объем, содержание, условия и планируемые результаты образовательной деятельности Детского сада в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Следуя за ценностными установками Стандарта, Программа выводит на первый план активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений и фокусируется на создании социальных и материальных условий реализации образовательных процессов, поддерживающих его инициативу, обеспечивающих индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.
Содержание Программы направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и включает в себя три основных раздела:
1) целевой, 2) содержательный и 3) организационный.
Целевой раздел Программы устанавливает ее цели и задачи, раскрывает философию и научные основы, принципы и подходы, характеристики особенностей развития обучающихся, а также планируемые результаты освоения Программы детьми в виде целевых ориентиров, систему развивающего оценивания качества образовательной деятельности.
Содержательный раздел представляет содержание образовательной деятельности по Программе в пяти подразделах, соответствующих пяти образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической и физической.
В каждом из этих подразделов Программы описана образовательная деятельность в определенной содержательной области, в том числе ее общие характеристики; целевые ориентиры; связи с другими образовательными областями; используемые при освоении содержания данной области педагогические принципы и подходы, формы, способы, методы и средства, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, специфику их образовательных потребностей и интересов; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников и сетевым окружением; примеры детской и детско-взрослой активности.
Программа предполагает целостное развитие ребенка и предусматривает интеграцию данных областей развития при организации образовательной деятельности.
Содержательный раздел Программы также включает в себя описание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — детьми с ОВЗ).
Организационный раздел представляет систему условий реализации образовательной деятельности, содействующих достижению детьми планируемых результатов, в том числе условий психолого-педагогических; кадровых; материально-технических; финансовых и др.
Психолого-педагогические условия Программы позволяют обеспечить качественно развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. В соответствующий подраздел Программы включены описания таких их компонентов, как:
- характер взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, взрослых с детьми и другими взрослыми, а также других взаимодействий между участниками образовательных отношений;
- формы, способы, методы реализации образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности, в том числе примерный режим дня и распорядок дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей;
- условия сетевого взаимодействия Детского сада с другими участниками образовательных отношений, с другими лицами и организациями, способствующими достижению образовательных целей, в том числе условия для взаимодействия с семьями воспитанников;
- условия адаптации ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию;
- другие компоненты.
Создание развивающей образовательной среды является одним из важнейших психолого-педагогических условий, и именно поэтому отдельный подраздел Программы посвящен такому значимому ее элементу, как развивающая предметно-пространственная среда Детского сада. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение компетентными педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Детском саду, а для организации и обеспечения эффективности их работы необходимы усилия руководящих, административно-хозяйственных и других сотрудников Детского сада. Этому вопросу посвящен сооветствующий подраздел Программы — Кадровые условия.
Материально-технические условия Программы представляют рекомендации по материально-техническому обеспечению Программы, в частности по подбору средств обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, по формированию учебно-методического комплекта Программы, подбору оборудования и другого оснащения Детского сада. В обязательном порядке они предполагают выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, правил пожарной безопасности. Финансовые условия Программы разработаны в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО и обеспечивают возможность создания вышеуказанных условий реализации Программы, выполнения программных требований к образовательному процессу и образовательной среде. Они обеспечивают реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, и учитывают вариативность индивидуальных траекторий развития детей. Описание финансовых условий отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.
Организационный раздел также содержит:
- список нормативных и нормативно-методических документов, научно-методических литературных источников, использованных при создании Программы;
- перспективы деятельности по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов;
В Организационный раздел также вошел подраздел, посвященный оказанию дополнительных образовательных услуг, с указанием:
- переченя направлений и форм организации дополнительных образовательных услуг;
- плана оказания дополнительных образовательных услуг, согласуемого по времени с реализацией Программы.
Организационный раздел включает в себя описание организационных механизмов внедрения Программы, построения образовательной деятельности по Программе, в том числе принципов управления Детским садом и его образовательными процессами.
Программа сопровождается приложениями, в том числе разделом «Персоналии», содержащим основные сведения о жизни и творчестве выдающихся отечественных и зарубежных педагогов — ученых и практиков.
Программа предлагает пример для разработки обязательной части основной образовательной программы Детского сада, а также рекомендации для разработки части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа комплектуется нормативной документацией, необходимой для реализации требований Стандарта, программами переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и руководящего состава дошкольной организации, учебно-методическими материалами в бумажном, аудио- и видеоформате, электронными ресурсами, методическими рекомендациями по организации развивающего пространства Детского сада и насыщению его средствами обучения, оборудованием, материалами и др.
Программа может использоваться в детских садах совместно с другими образовательными программами, в том числе с комплексными и парциальными, с модульными и другими личностно ориентированными программами дошкольного образования.
Программа «Вдохновение» является надежной основой для реализации целей и задач современного дошкольного образования и обеспечивает комплексное выполнение всех требований Стандарта в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Читать всю программу...