Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста
1.1.3. Принципы обучения и развития
1.1.4. Развивающие методы и образовательные технологии
1.2. Планируемые образовательные результаты
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация предметно-развивающей среды
2.1.1. Основные принципы организации предметно-развивающей среды
2.1.2. Особенности организации предметно-развивающей среды (среда как скаффолдинг)
2.2. Режим дня
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная деятельность
3.1.1. Зона ближайшего развития. Применение принципов амплификации и скаффолдинга
3.1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
3.1.3. Использование медиаторов для опосредования познавательных и социально-эмоциональных процессов дошкольников
3.1.4. Язык (речь) как «орудие разума». Развитие речи дошкольников
3.1.5. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
3.1.6. Отдельные вариативные методики и образовательные технологии Программы
3.1.6.1. Методика «Загадки»
3.1.6.2. Метод планирования работы детей в центрах активности
3.1.6.3. Модель письма для планирования работы в центрах
3.1.6.4. Методика «Графическая практика»
3.1.6.5. Методика «Линейный календарь»
3.1.6.6. Технология «Лаборатория историй»
3.2. Формы вовлечения семьи в образовательный процесс
Читать всю программу...
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Программа дошкольного образования «ПРОдетей» является примерной авторской программой, обеспечивающей разработку основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) дошкольной образовательной организации (ДОО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В п. 2.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что ООП ДО, реализуемая в ДОО, «направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». В соответствии с ФГОС ДО содержание программы «ПРОдетей» (далее – Программа) обеспечивает комплексное развитие ребенка, охрану и укрепление его физического и психического здоровья, благополучия в следующих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа основана на принципах культурно-исторического подхода, а ее отличительной характеристикой является фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра предстает в Программе не только как контекст развития и обучения детей дошкольного возраста, но и как специальный предмет формирования со стороны педагогов и семьи, поскольку овладение развитыми формами игры способствует развитию личности ребенка, его коммуникативных и познавательных способностей, а также физическому, художественному и речевому развитию. В этом смысле Программе свойственна целость системы содержания, методов и конкретных образовательных технологий, обеспечивающих практическое применение культурно-исторического подхода к развитию ребенка дошкольного возраста посредством развития сюжетно-ролевой игры, выступающей в Программе в качестве ведущей деятельности детей-дошкольников.
Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и направлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:
- освоение содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества;
- охрана и укрепление здоровья и благополучия детей, их физическое развитие;
- развитие способности к планированию и контролю собственных действий – саморегуляции, являющейся основой произвольного действия во всех образовательных областях;
- развитие предпосылок логического (абстрактного) мышления, отвечающего современным тенденциям информационного общества;
- развитие способности к продуктивной коммуникации и позитивной социализации в условиях постоянного партнерского взаимодействия, сотрудничества и распределенной совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- создание условий для освоения выработанных культурных норм и средств деятельности («орудий разума») на основе собственного выбора, интересов, склонностей и возможностей.
Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста
Образовательная программа «ПРОдетей» основана на принципах культурно-исторической психологии и последовательно применяет их в течение всего образовательного процесса – от выбора дизайна материалов и структуры отдельных активностей до обращения к динамической диагностике в целях мониторинга детского развития. Одной из особенностей Программы является ее направленность на развитие произвольности как одного из главных новообразований дошкольного возраста и предпосылки успешного перехода к ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности.
Активности, применяющиеся в рамках Программы, усложняются по мере развития и взросления детей: когда ребенок овладевает определенными умениями, уровень трудности заданий повышается, в игры и упражнения добавляются новые возможности, мотивации и склонности.
В центре Программы находятся педагогические методики и образовательные технологии по поддержке развитой сюжетно-ролевой игры, что наряду со специальными активностями, направленными на амплификацию социальных, коммуникативных, познавательных и продуктивных компетенций, позволяет детям усвоить культурные способы действия (специфически человеческие «инструменты» разума, которыми пользуются взрослые) и реально овладеть собственной деятельностью. Все детские активности, включенные в Программу, предполагают вовлечение в игру детей, находящихся на разных уровнях развития, за счет встроенной разноуровневой педагогической поддержки.
Принципы обучения и развития
Культурно-исторический подход к дошкольному образованию, аккумулированный в Программе, опирается на следующие принципы.
Принцип амплификации детского развития. Принцип амплификации, впервые сформулированный коллегой Л. С. Выготского и основателем НИИ дошкольного воспитания Александром Владимировичем Запорожцем, был ответом на внедрение школьных форм обучения в детские сады. А. В. Запорожец писал:
Принцип активности субъекта в процессе развития. В процессе обучения и воспитания дети сами создают свои знания, умения и навыки, осваивая выработанные человечеством способы умственных и практических действий. В культурно-историческом подходе принято говорить не столько об усвоении знаний, сколько об их присвоении ребенком, что подчеркивает активный характер его участия в процессе обучения: ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира.
Принцип интериоризации. Развитие ребенка неотделимо от социального контекста, причем каждый психический процесс, каждая формирующаяся способность сначала существует в социуме и лишь затем становится индивидуальным приобретением человека.
Принцип опосредствования. Психика современного человека, подобно его практическому действию, использует инструменты в качестве средств деятельности, к какой бы области эта деятельность ни относилась. Ребенок, развиваясь во всех образовательных областях, осваивает средства умственных действий («орудия разума»), которые были выработаны культурой на протяжении тысячелетий. «Орудия разума» – это знаки и символы, которые используются в умственных действиях подобно орудиям труда в задачах практических.
Принцип развивающего образования: обучение ведет за собой развитие. Овладение ребенком «орудиями разума» лежит в основе обучения, которое ведет за собой развитие.
Принцип зоны ближайшего развития (ЗБР). Л. С. Выготский использует термин «зона», потому что в его представлении прогресс в развитии можно измерить не столько расстоянием между двумя точками на условной кривой развития, сколько динамикой тех возможностей ребенка, которые увеличиваются у него при определенных условиях. Ученый ввел в науку термин «зона ближайшего развития» – это «расстояние между уровнем актуального развития ребенка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами».
Развивающие методы и образовательные технологии
Основанные на культурно-историческом подходе развивающие методы и образовательные технологии в программе «ПРОдетей» направлены на решение центральных задач Программы: развитие у ребенка представлений в области математики, грамоты, искусства, физической культуры; ознакомление с окружающим миром, освоение представлений о времени, числе, собственном теле, мире людей и вещей; формирование навыков мышления, коммуникативных и социальных навыков; развитие эмоционально-личностной сферы в условиях, обеспечивающих эмоциональное благополучие дошкольника. Методики экспресс-диагностики позволяют сделать вывод о степени усвоения детьми конкретных понятий, эстетических представлений и представлений о здоровом образе жизни, уровне эмоционально-личностного развития и др.
Все развивающие методики Программы предполагают игровую форму, строятся на собственной активности ребенка. Некоторые из них являются центральными, другие носят дополнительный, вспомогательный характер: их главная функция заключается в обеспечении наиболее эффективного действия основных образовательных методик Программы.
Основные методы и методики. Сюжетно-ролевая игра рассматривается в Программе в качестве основного контекста развития возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Применяемый в Программе метод планирования игры способствует развитию у дошкольника, с одной стороны, игровой компетентности (придумывать сюжет, выбирать роли, договариваться с партнерами по игре и пр.), с другой – развитию ключевых детских способностей (писать, читать, считать и пр.), памяти, ответственности, инициативы, символической функции и многих других.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе используются следующие методы и основанные на них методики:
- метод организации центров активности в предметно-пространственной среде группы детского сада;
- метод планирования;
- метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции);
- метод символического действия;
- методика планирования игры и работы в центрах активности;
- методика моделирования письма;
- методика работы в малых группах и в парах.
В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собственной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирования на основе моделирования письма создает особые условия, когда у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослыми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рассуждать. Сочетание данных методик позволяет обеспечить каждому ребенку (включая детей с особыми образовательными потребностями) психолого-педагогические условия для решения всех перечисленных выше задач образования и развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями[5].
Для развития навыков коммуникации с другими детьми и взрослыми Программа предлагает метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции). При этом организованная коммуникация, используемая в качестве образовательной технологии, позволяет педагогам добиваться решения и многих других задач, которые ставятся перед образовательным процессом в детском саду.
В частности, в ходе разных видов детской активности (на занятиях, в свободной игре, при работе в центрах, освоении различных понятий, навыков и умений) в группе, работающей по Программе, на основе метода ко-регуляции используется образовательная методика работы в малых группах и в парах. Дети включаются в ролевую коммуникацию, а метод символического действия позволяет стимулировать их к использованию знаков и символов в качестве средств, регулирующих процесс овладения собственным поведением, а также к освоению навыков планирования и контроля, исполнительских действий, освоению и удержанию правил взаимодействия с партнером, являющихся основой произвольного действия, и многого другого. Данная методика помогает разнообразить организацию общения педагога с подопечными, снижая частоту фронтальной коммуникации по вертикальной схеме «педагог – дети» за счет вовлечения каждого ребенка в позицию не только обучаемого, но и обучающего. Дети меняются ролями, что позволяет им опробовать каждую из позиций, а это, в свою очередь, обеспечивает им иной канал освоения информации или навыка – по горизонтальной схеме «ребенок – ребенок».
Планируемые образовательные результаты
Представленные в Программе подходы позволяют наметить следующие ожидаемые результаты – развитие у каждого ребенка дошкольного возраста:
- саморегуляции, лежащей в основе осознанного произвольного действия;
- критического, логического мышления, познавательной активности, творческого воображения;
- эстетического отношения к миру в пределах его возрастных и индивидуальных возможностей и интересов, навыков отражения и самовыражения в разных видах искусства, музыки, литературы;
- позитивных отношений с другими людьми (взрослыми и детьми), способности к сопереживанию (эмпатии);
- навыков продуктивной коммуникации со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми, способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми, в т. ч. способности к командному взаимодействию;
- способности к ответственному выбору, что дает толчок развитию личности ребенка – формированию ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к принятию собственных ответственных решений;
- символической функции, которая является основой любого культурного действия и позволяет ребенку легко осваивать принятые культурные нормы, дает ему средства для позитивной социализации и способствует осознанному управлению своим поведением, в т. ч. в группе детей;
- навыков сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и необходима для построения следующих этапов развития, перехода к младшему школьному возрасту;
- школьной готовности, основанной на собственном интересе ребенка, обеспечивающей достижение им умения и осмысленного желания читать, писать и считать (что является следствием использования чтения, счета и письма во всех основных детских активностях и опирается на индивидуальный интерес и вовлеченность);
- способностей координировать собственные движения в сфере крупной и мелкой моторики в соответствии с поставленной задачей, навыков управления собственным телом, подвижности, ловкости, точности движений в соответствии со все более сложными правилами;
- привычек и навыков, формирующих понимание ценностей здорового образа жизни
Читать всю программу...
От авторов
Образовательная программа «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями.
Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения.
Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Основной акцент в программе сделан на развитых формах сюжетно-ролевой игры.
При составлении программы игра рассматривалась как естественный возрастосообразный контекст развития ребенка дошкольного возраста, при этом была проведена большая работа по наполнению конкретным образовательным содержанием принципиальных положений Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и многих других ученых и практиков, работавших в рамках культурно-исторической психологии и педагогики.
Содержание программы опирается на интересы ребенка, пробуждает в детях любопытство, удерживает их вовлеченность в обучающие и просто увлекательные сюжетно-ролевые игры.
Методики, представленные в программе, основаны на культурно-историческом подходе к образованию и направлены на развитие первичных знаний дошкольников в области математики, грамоты, а также на ознакомление с окружающим миром, укрепление понимания времени, чисел и др. Педагоги формируют у ребенка навыки счета, письма, логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки.
В программе собраны развивающие технологии, предполагающие игровую форму обучения, делая его интересным и увлекательным для детей, и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Программа включает в себя также способы экспресс-диагностики развития ребенка, позволяющие определить степень усвоения им конкретных понятий, уровень овладения навыками и пр.
При создании программы авторы опирались на международную дошкольную образовательную программу Tools Of the Mind (TOM) (E. Bodrova, D. Leong, 2017), в которой представлены образцы технологий, основанных на игровом подходе. Для адаптации материалов к российской социокультурной ситуации потребовалось не только интегрировать лучшие международные традиции дошкольного образования, но и разработать новые технологии, учитывающие национальный контекст.
Программа обеспечивает развитие дошкольника в разных образовательных областях, включая формирование способности к планированию и контролю собственных действий (саморегуляции), освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства детской игрой.
Конкретное содержание программы строится в зависимости от образовательной ситуации в стране, регионе, городе, дошкольной организации.
Хотя школьная подготовка не является центральной целью программы, по мере включения ребенка в специфические виды активности (ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.) формируются предпосылки для перехода к учебной деятельности.
Программа «ПРОдетей» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечивается развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивная социализация и индивидуализация, охрана и укрепление физического и психического здоровья; эмоциональное благополучие регулируется целевыми ориентирами с учетом его индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития (ФГОС ДО, пп. 1.6, 4.7).
В программе «ПРОдетей» применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока. Предпочтение отдается совместным и совместно-распределенным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и активностей партнеров. При этом дети используют специально разработанные обучающие материалы, которые позволяют выполнять задания в диадах и малых группах при минимальном участии воспитателя.
Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание. Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать ее в работе как с одаренными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для овладения программой воспитатели проходят серию очных и виртуальных тренингов, однако для повышения эффективности процесса рекомендуется, чтобы обучение прошел весь педагогический персонал дошкольной организации: заведующий, методист, педагог-психолог и др.
Программа будет полезна также родителям, которые всерьез заинтересованы в развитии и образовании своих детей, в том, чтобы ребенок рос в обстановке творчества и получал удовлетворение от познания и общения.
Надеемся, что программа «ПРОдетей» будет воспринята педагогами и родителями как залог познания ребенком жизни, его плодотворного развития. Мы уверены, что ее применение принесет радость и детям, и взрослым.
Елена Бодрова, Елена Юдина
Читать всю программу...