Программа "Первые шаги"

Аннотация

Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий  по  педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста. Программа имеет полное методическое обеспечение (пособия с описанием развивающих занятий, детские книги, игрушки и т.д.), которое представлено в ПМК «Воробушки». 

Читать всю программу...

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
Рецензия № 228/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.

 

 

 

 

 

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи Программы «Первые шаги»

Принципы построения Программы «Первые шаги»

Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего возраста

Развитие предметной деятельности

Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым

Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребёнка

Развитие речи в раннем возрасте

Становление игровой деятельности

Формирование потребности в общении со сверстниками

Физическое развитие в раннем детстве

Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет

Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательных областей Программы «Первые шаги»

Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности

Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра

Взаимодействие педагогов с детьми

Становление общения со сверстниками

Развитие игровой деятельности

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формирование эстетического отношения к окружающему миру

Приобщение детей к изобразительной деятельности

Приобщение детей к музыкальной культуре

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Физическое развитие

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация режимных моментов

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

Планирование педагогической работы

Организация совместной работы педагогов и родителей

Задача совместной работы педагогов и родителей и проблемы в работе с семьёй

Выявление запросов родителей

Информирование родителей о работе ДОО

Обратная связь.

Консультирование родителей

Формы участия родителей в жизни ДОО

Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО

Трудности адаптационного периода

Факторы, определяющие характер адаптации

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО

Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации

Участие матери в процессе адаптации

Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации Программы «Первые шаги»

Методическое оснащение Программы «Первые шаги»

Читать всю программу...

Пояснительная записка

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях (группах раннего возраста в детских садах, организациях дополнительного образования).

Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И. Лисиной.

Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

 

Читать всю программу...