Содержание
Введение
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель, ключевые задачи, основные термины
Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»
Возрастные характеристики развития детей
Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры в младенческом возрасте
Целевые ориентиры в раннем возрасте
II. Содержательный раздел
Первая группа раннего возраста (первый год жизни)
Общие образовательные задачи
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Вторая группа раннего возраста (второй год жизни)
Общие образовательные задачи
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Первая младшая группа (третий год жизни)
Общие образовательные задачи
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
III. Организационный раздел
Организация жизнедеятельности детей в образовательной среде
Примерный режим дня
Проектирование образовательной деятельности
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды
Примерный подбор дидактических игр для решения задач разных образовательных областей
Примерный перечень фольклорных, литературных и музыкальных произведений
Примерный перечень пособий, рекомендуемых для реализации программы «Теремок»
IV. Приложения
Приложение 1. Система принципов программы «Теремок»
Приложение 2. Концепция миров раннего детства: пять «портретов»
Приложение 3. Педагог раннего детства: особенности профессии
Приложение 4. Моделирование образовательной среды
Приложение 5. Модель развития взаимоотношений педагога и детей
Приложение 6. Материнский фольклор в образовательной среде
Приложение 7. Адаптация ребенка к новым условиям социальной жизни
Приложение 8. Поддержка детской инициативы
Приложение 9. Культурные практики
Приложение 10. Двуязычие в раннем детстве
Список использованной литературы
Авторский коллектив программы «Теремок»
Читать всю программу...
Пояснительная записка
Цель, ключевые задачи, основные термины
Цель программы «Теремок» — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
Образовательная среда понимается при этом как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отношений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик).
Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО [5]).
Социокультурный опыт интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, культурные умения (в т.ч. культурно-гигиенические навыки), способы общения и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.
Амплификация развития рассматривается как всемерное использование потенциала психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания (А.В. Запорожец [37]). Авторы Программы применяют термин «амплификация» в контексте культурно-исторического подхода и рассматривают как расширение (обогащение) возможностей развития личности растущего человека в процессе деятельного освоения социокультурного опыта. Тем самым амплификация выступает основным педагогическим вектором Программы. Амплификация предполагает системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей. Вектор амплификации развития детей от 2 месяцев до 3 лет поддерживается следующими характеристиками современной образовательной среды: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность (ФГОС ДО [5]).
«Ансамбль деятельностей» обосновывается как многообразие видов детской деятельности (активности), приведенное в систему согласно возрастным особенностям детей и актуальным образовательным задачам. Это новое понятие, связанное с идеей А.В. Запорожца о генезисе и строении разных видов деятельности [37], и введенное в педагогический оборот В.Т. Кудрявцевым [50] в качестве синонима понятия «мир деятельностей», раскрывается авторами Программы с учетом специфики младенческого и раннего возраста [45]. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов деятельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется некоторый совокупный развивающий эффект.
Культурные практики раскрываются как повседневные, привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми (Н.Б. Крылова [48]). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Ключевые задачи Программы
1) Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.
2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.).
3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
4) Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).
5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми).
6) Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
7) Организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии.
8) Поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
9) Создание условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях.
10) Развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.
Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию растущего человека в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.
Программа направлена на обеспечение здоровья и безопасности детей, создание социальной ситуации развития детей младенческого и раннего возраста, обеспечение социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, отношения к людям и к самому себе, его личностного и познавательного развития, поддержки инициативы и становления предпосылок субъекта деятельности во взаимодействии с близкими взрослыми и другими детьми в культуросообразных и возрастосообразных видах деятельности.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского культура рассматривается как «внутренний источник» психической жизни ребенка, развитие которого направляет не «сила вещей», а «связь людей», поскольку «через других мы становимся самими собой» [29].
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе, общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Cоциальная ситуация развития выступает источником социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности ребенка, включая формы и содержание общения и совместной деятельности в образовательной организации и в семье.
«Теремок» — стратегическая программа, которая строится на основе следующих методологических принципов (см. Приложение 1):
- амплификации;
- антропоцентризма;
- вариативности;
- диалогичности;
- инициирования и поддержки субъектности;
- культуросообразности;
- природосообразности;
- целостности.
«Теремок» — инновационная программа, которая «родилась» в ответ на вызовы нового времени, запрос государства и семьи на воспитание ребенка в новом мире. Поэтому научная концепция программы включает пять современных «портретов» или обобщенных образов (см. Приложение 2):
-«портрет» современного ребенка;
-«портрет» современной семьи;
-«портрет» современного педагога;
-«портрет» современного детского сада;
-«портрет» современного мира.
На основе Программы в дошкольной образовательной организации создается мотивирующая образовательная среда, которая предоставляет следующую систему условий развития детей:
-условия пространственновременные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования);
-условия социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию);
-условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, культурных практик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
...
Читать всю программу...