Программа "Теремок"

Аннотация

«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления со­циокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и об­разовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. Описывает целе­вые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

Читать всю программу...

Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
Рецензия. Протокол № 11 от 10.06.2019 г. заседания Ученого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель, ключевые задачи, основные термины

Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»

Возрастные характеристики развития детей

Первый год жизни

Второй год жизни

Третий год жизни

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры в младенческом возрасте

Целевые ориентиры в раннем возрасте

 

II. Содержательный раздел

Первая группа раннего возраста (первый год жизни)

Общие образовательные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Вторая группа раннего возраста (второй год жизни)

Общие образовательные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Первая младшая группа (третий год жизни)

Общие образовательные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

 

III. Организационный раздел

Организация жизнедеятельности детей в образовательной среде

Примерный режим дня

Проектирование образовательной деятельности

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды

Примерный подбор дидактических игр для решения задач разных образовательных областей

Примерный перечень фольклорных, литературных и музыкальных произведений

Примерный перечень пособий, рекомендуемых для реализации программы «Теремок»

 

IV. Приложения

Приложение 1. Система принципов программы «Теремок»

Приложение 2. Концепция миров раннего детства: пять «портретов»

Приложение 3. Педагог раннего детства: особенности профессии

Приложение 4. Моделирование образовательной среды

Приложение 5. Модель развития взаимоотношений педагога и детей

Приложение 6. Материнский фольклор в образовательной среде

Приложение 7. Адаптация ребенка к новым условиям социальной жизни

Приложение 8. Поддержка детской инициативы

Приложение 9. Культурные практики

Приложение 10. Двуязычие в раннем детстве

Список использованной литературы

Авторский коллектив программы «Теремок»

Читать всю программу...

Пояснительная записка

Цель, ключевые задачи, основные термины

Цель программы «Теремок» — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивиду­альных особенностей и образо­вательного запроса его семьи.

Образовательная среда понимается при этом как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную  систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отно­шений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик).

Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО [5]).

Социокультурный опыт интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, культурные умения (в т.ч. культурно-гигиенические навыки), способы общения и взаимодей­ствия с другими людьми в разных видах деятельности.

Амплификация развития рас­сматривается как всемерное использование потенциала психи­ческого развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспи­тания (А.В. Запорожец [37]). Ав­торы Программы применяют тер­мин «амплификация» в контексте культурно-исторического подхода и рассматривают как расширение (обогащение) возможностей развития личности растущего человека в процессе деятельного освоения социокультурного опыта. Тем самым амплификация выступает основным педагогическим вектором Программы.  Амплификация предпо­лагает системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и яв­лений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей. Вектор амплификации развития детей от 2 месяцев до 3 лет под­держивается следующими характеристиками современной образовательной среды: содержа­тельная насыщенность, трансфор­мируемость, полифункциональ­ность, вариативность, доступность и безопасность (ФГОС ДО [5]).

«Ансамбль деятельностей» обосновывается как многообра­зие видов детской деятельности (активности), приведенное в си­стему согласно возрастным осо­бенностям детей и актуальным образовательным задачам. Это новое понятие, связанное с иде­ей А.В. Запорожца о генезисе и строении разных видов деятель­ности [37], и введенное в педа­гогический оборот В.Т. Кудряв­цевым [50] в качестве синонима понятия «мир деятельностей», раскрывается авторами Программы с учетом специфики мла­денческого и раннего возраста [45]. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов дея­тельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется некоторый совокупный развивающий эффект.

Культурные практики рас­крываются как повседневные, привычные способы самоопре­деления и самореализации, тес­но связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми (Н.Б. Крылова [48]). Культурные практики связаны с активной, самостоятель­ной, разноаспектной и много­кратной апробацией каждым ре­бенком новых для него видов деятельности, основанных на ин­дивидуальных интересах, по­требностях, способностях.

Ключевые задачи Программы

1) Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.

2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.).

3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

4) Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).

5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми).

6) Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и по­знания окружающего мира.

7) Организация условий для си­стемного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии.

8) Поддержка становления дет­ской инициативы и предпо­сылок субъекта деятельности.

9) Создание условий для ста­новления образа «Я», вклю­чающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, инте­ресах, достижениях.

10) Развитие личностных качеств: доброжелательности, актив­ности, самостоятельности, уве­ренности, самоуважения и др.

Основные концептуальные идеи образовательной программы «Теремок»

Программа опирается на междисциплинарные исследо­вания природы детства как осо­бого культурно-исторического феномена в развитии челове­чества, на историко-эволюцион­ный подход к развитию расту­щего человека в природе и об­ществе, культурно-деятельност­ную психологию социализации ребенка, педагогическую антро­пологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Программа направлена на обеспечение здоровья и безопас­ности детей, создание социальной ситуации развития детей мла­денческого и раннего возраста, обеспечение социальных и ма­териальных условий, открываю­щих возможности позитивной со­циализации ребенка, формиро­вания у него доверия к миру, отношения к людям и к самому себе, его личностного и позна­вательного развития, поддержки инициативы и становления пред­посылок субъекта деятельности во взаимодействии с близкими взрослыми и другими детьми в культуросообразных и возрасто­сообразных видах деятельности.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского куль­тура рассматривается как «внут­ренний источник» психической жизни ребенка, развитие кото­рого направляет не «сила ве­щей», а «связь людей»,  поскольку «через других мы становимся самими собой» [29].

Социальная ситуация разви­тия определяется местом ребен­ка в обществе, общественными требованиями и ожиданиями от­носительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся об­разу детства; интересами самого ребенка, характером и содержа­нием его активности. Cоциальная ситуация развития выступает источником социализации и раз­вития личности ребенка, опре­деляет уклад жизнедеятельности ребенка, включая формы и со­держание общения и совместной деятельности в образовательной организации и в семье.

«Теремок» — стратегическая программа, которая строится на основе следующих методоло­гических принципов (см. Прило­жение 1):

«Теремок» — инновационная программа, которая «родилась» в ответ на вызовы нового времени, запрос государства и семьи на воспитание ребенка в новом мире. Поэтому научная концепция программы включает пять современных «портретов» или обобщенных образов (см. Приложение 2):

-«портрет» современного ребенка;

-«портрет» современной се­мьи;

-«портрет» современного педагога;

-«портрет» современного детского сада;

-«портрет» современного мира.

На основе Программы в до­школьной образовательной ор­ганизации создается мотивирую­щая образовательная среда, ко­торая предоставляет следующую систему условий развития детей:

словия пространственно­временные (гибкость и транс­формируемость пространства и его предметного наполне­ния, гибкость планирования);

словия социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных предста­вителей), администрацию);

словия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, культурных практик, соответствую­щих возрастным и индиви­дуальным особенностям де­тей, а также задачам развития каждого ребенка), матери­ально-технические и другие условия образовательной деятельности.

...

Читать всю программу...