Программа "Золотой ключик"
Аннотация:
Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.
Теоретико-методологическую основу Программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.
В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2019. – 179 с.
Протокол № 2 от 20 октября 2019 г. заседания кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Письмо от 11.11.2019)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость построения новых, отвечающих современной социальной действительности образовательных институтов, не вызывает сомнений. Это связано с изменениями, которые переживает сегодня общество, в частности, с кризисным состоянием семьи, проблемами в системе образования и т.д. В программе «Золотой ключик» предлагается вариант конструктивного решения этих проблем и трудностей на основе построения сообществ детей, их родителей и педагогов в рамках учреждения начального образования.
Программа «Золотой ключик» — примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа. Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевого развития, социально-коммуникативного, художественно-эстетического) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.
Программа «Золотой ключик» включает три основных раздела:
Первый раздел – целевой
Второй раздел – содержательный
Третий раздел – организационный
В каждом из этих разделов представлена обязательная часть и та часть, которая формируется участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.
В содержательном разделе Программы представлены технологические и методические инструменты для достижения целей и практической реализации задач Программы.
В организационном разделе Программы представлены нормативные документы, способствующие созданию предметно-пространственной, социальной и культурной образовательной среды, представлены материально-техническая составляющая программы и способы организации обучения, воспитания и развития детей в дошкольном учреждении
Программа «Золотой ключик» представляет собой документ, на основе которого дошкольные учреждения могут реализовать основную программу дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа «Золотой ключик» основывается на результатах фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, учитывает результаты современных научных исследованиях в области психологии, педагогики, социологии, культурологии;
Научную основу программы составляет культурно-историческая теория, созданная в первой половине двадцатого века Л.С. Выготским. В этом подходе была сформулирована и получила дальнейшую разработку теория психического развития ребенка в онтогенезе. Л.С. Выготским было создано учение о высших психических функциях, выдвинут принцип единства аффекта и интеллекта, предложено понятие о зоне ближайшего развития, поставлена проблема соотношения процессов обучения и развития и определены пути и способы ее решения. В числе многих фундаментальных понятий, введенных автором культурно-исторической концепции в психологическую науку, особое по значимости место занимают понятия центрального возрастного психологического новообразования и социальной ситуации развития. Понятие социальной ситуации развития задает принципиально новый подход к построению образовательной системы как к глобальной проблеме, выходящей далеко за рамки сферы собственно образования. Замысел коренного изменения социальной ситуации развития ребенка предполагает не частные переустройства, а построение нового общественного и культурного института, охватывающего все сферы жизнедеятельности детей и взрослых.
Одной из главных причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся и системы образования. Это отчуждение выражается, например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. В свою очередь, воспитатели и учителя мало интересуются семейной жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не решена. И в школе, и в детском саду ребята разделены по возрастам, что затрудняет трансляцию детской субкультуры от старших к младшим и способствует развитию между сверстниками конкурентных, соревновательных отношений. Деятельность на уроках и занятиях жестко задается взрослыми и зачастую лишена для детей личностного смысла, так как не отвечает их собственным потребностям и интересам. В результате происходит снижение качества образования, ухудшается психическое и физическое развитие и даже здоровье детей.
Начальное образование по программе «Золотой ключик» построено таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития и, одновременно, для их счастливой, радостной жизни. Достижение этой цели предполагает соблюдение определенных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:
- Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок. Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей, сколько жить совместной с ними содержательной и интересной жизнью, а внутри этой жизни решать педагогические задачи. Это обеспечит неотчужденную трансляцию ценностей, целей, решений, способов действия, оценок, взаимоотношений.
- Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. Для этого необходимо практически осуществить примат семейного воспитания по отношению к общественному и сделать жизнь в детском саду и школе открытой для семьи, отвечающей ее потребностям. Система отношений взрослых и детей в образовательном учреждении должна строиться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят все дети, посещающие данное образовательное учреждение, их родные, педагоги и сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста, живущие совместной содержательной жизнью.
- Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.
- На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы, а младший школьный возраст во многом продолжает эту линию. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.
- Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе-семье одновременно работают два воспитателя, которые выстраивают с разновозрастным коллективом детей многопозиционное общение, воспитательно-развивающую деятельность. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.
- Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игры, в соответствующем месте и мере участия в ней каждого ребенка, в познавательных и продуктивных видах детских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы "Золотой ключик" – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.
Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;
- обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,
- создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;
- формирование общей культуры личности детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Программа «Золотой ключик» также направлена на решение следующих задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;
4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, их способности к межкультурной коммуникации, привитие здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;
7) формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основанной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.