Экспертно-аналитическая записка: "Цифровизация в системе общего образования Российской Федерации в контексте пандемической ситуации"

В настоящей записке приведены проблемы развития цифровизации общего образования, проблемы реализации цифровой образовательной среды, вопросы внедрения и использования электронных образовательных ресурсов в контексте пандемической ситуации в Российской Федерации.

Автор: Борис Валентинович Илюхин, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.


 

Введение (постановка проблемы)

1 сентября 2020 года образовательные организации системы общего образования в Российской Федерации начали учебный год в очном режиме занятий (офлайн), несмотря на значительное распространение коронавируса SARS-CoV-2[1], вызывающего пандемию COVID-19 [2] (распространение нового заболевания в мировых масштабах [3]), основным способом профилактики которого является минимизация физических контактов людей. Во многом очные занятия в школах РФ начались потому, что ее система общего образования не готова к полноформатному дистанционному образованию по различным причинам: ограниченность существующих каналов передачи цифровой информации, неразвитость сетей передачи данных, невозможность обеспечить каждого обучающегося персональным электронным устройством (компьютером, ноутбуком, планшетом и смартфоном), низкий уровень цифровой грамотности части педагогов, нехватка образовательного контента надлежащего качества.

Основная часть

Рамка анализа

Рамка анализа

Министерством просвещения Российской Федерации 2 декабря 2019 года приказом №649 была утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.). Данный документ один из немногих регламентирующих вопросы построения цифровой образовательной среды в образовательных организациях РФ. В целом задача федерального проекта Цифровая образовательная среда (подпроекта национального проекта «Образование») - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. [5]

Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране и современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей. Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей. Необходимо отметить, что финансирование обеспечения интернетом производится в рамках другого национального проекта: программы «Цифровая экономика» – подключение к интернету социально значимых объектов. Кроме того, необходимо отметить, что создание центров цифрового образования не входит в основные показатели подпроекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

При этом ни в паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда», ни в ее целевой модели не закреплено определение цифровой образовательной среды (ЦОС). Ввиду наличия в различных источниках значительного количества определений данного понятия, воспользуемся определением [6], приведенным в манифесте о цифровой образовательной среде [7], опубликованным некоммерческой инициативой проекта Edutainme:

Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы ЦОС в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.

Среда ‑ принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы, как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Анализ текущей ситуации

Анализ текущей ситуации

Согласно п. 2.3 приказу №649 2 декабря 2019 года «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», ЦОС включает в себя:

- данные участников ЦОС;

- платформу ЦОС, включая ИСиР платформы ЦОС;

- государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде;

- цифровой образовательный контент.

Схематично данный перечень представлен в виде рис. 1.

Рисунок 1. Схема функционирования модели ЦОС

 

В данном документе (приказ «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды») полностью отсутствует упоминание об оборудовании, в том числе обеспечении необходимой пропускной способности каналов связи для функционирования ЦОС. При этом обеспечение школ и домохозяйств высокоскоростным интернетом в РФ - до сих пор не решенная задача.

Показатели реализации подпроекта "Цифровая образовательная среда"

Показатели реализации подпроекта «Цифровая образовательная среда»: [8]

- 100% образовательных организаций обеспечены интернет-соединением со скоростью не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком. (Результат - "перекрестный" с результатами федерального проекта «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика»);

- Во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель цифровой образовательной среды;

- Для не менее 500 тыс. детей в 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации внедрены современные цифровые технологии в основные общеобразовательные программы;

- Все образовательные организации, реализующие основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы, обновили информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов (официальных сайтов в Сети интернет);

- Разработана и реализована для команд всех субъектов РФ программа профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.

 

О пропускной способности каналов связи

О пропускной способности каналов связи

Следует отметить, что если один из основных показателей подпроекта «Цифровая образовательная среда» - 100% обеспечение школ высокоскоростным интернетом (более 100 МБ/с в городской и более 50 МБ/с в сельской местности), то паспортом федерального проекта Информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определен дополнительный показатель 4: доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования или среднего профессионального образования и подключенных к Сети интернет, 100% (в 2021 году). Таким образом, в смежном проекте полностью отсутствует упоминание о скорости интернета в подключаемых объектах. Кроме того, дополнительный показатель 1, долю домохозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к Сети интернет, предусмотрено к 2024 году довести до 97% [9]. Данное обстоятельство и практика изучения государственных контрактов, заключаемых с организациями, обеспечивающими подключение к сети Интернет социально значимых объектов, позволяют сделать вывод о том, что к 2022 году в значительной доле школ Российской Федерации, расположенных в труднодоступной и отделенной местности, скорость интернета не превысит 1-2 МБ/с, при том, что таких школ в РФ около 10%, а обучающиеся в таких школах и проживающие в таких населённых пунктах к концу 2024 года (3% домохозяйств) будут лишены возможности доступа к широкополосному скоростному каналу связи. Это может привести к невыполнению показателей Национального проекта «Образование» (в части обеспечения школ высокоскоростным каналом связи). Кроме того, подключение школ (а в паспорте проекта «Цифровая экономика» речь идет именно о подключении школ) не гарантирует наличия интернета в самой школе. Как показывает практика, функции организации, обеспечивающей подключение школы к сети «Интернет» заканчиваются установкой оконечного оборудования внешнего канала связи. При этом в организациях системы общего образования можно выделить следующие типологические проблемы:

  1. Разнородность внутренних сетей передачи данных. Сети передачи данных, коммуникационное оборудование, оконечные устройства (компьютеры), которые закупались образовательными организациями в большинстве случаев стихийно, бессистемно, крайне разнородны. Значительная часть оборудования морально и физически устарела.
  2. Внутренние коммуникации для передачи данных (сети передачи данных) в образовательных организациях как правило строились без проектирования, зачастую неквалифицированными специалистами, в ряде случаев используется несовместимое оборудование.
  3. В ряде школ локальные сети отсутствуют.
  4. В значительной доле образовательных организаций отсутствует штанная должность системного администратора. Отсутствуют требования к специалистам, занимающим эту должность. Обслуживание и эксплуатация компьютеров и сетевого оборудования производится учителями информатики.
  5. Ряд системных администраторов в образовательных организациях (там, где такая должность существует) не имеет достаточного образования и квалификации.
  6. Система подготовки квалифицированных кадров для школ по вопросам настройки и эксплуатации вычислительной техники, сетевого коммутационного оборудования отсутствует.
  7. Мониторинг состояния локальных сетей образовательных организаций не проводится. Утвержденные Федеральной службой государственной статистики [10, 11] и предоставленные Министерством просвещения Российской Федерации формы, годовые федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, № ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации" и № СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации", по которым осуществляется в системе Минпросвещения сбор и обработка данных России, не предполагают сбор и систематизацию информации ни о локальных сетях образовательной организации, ни о кадрах, их обслуживающих.

Проблемными для реализации представляются показатели:

- доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, в общем числе обучающихся по указанным программам;

- доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций;

- доля обучающихся по программам общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам.

Указанные показатели предполагают использование федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. В 2019 году данная платформа запущена не была. В настоящий момент, по состоянию на сентябрь 2020 года платформа находится в стадии запуска. Методика расчета показателей неоднократно менялась, в настоящий момент учитываются пользователи различных образовательных сервисов и систем (Учи.ру, Яндекс.Учебник и пр.). Неясным представляется сама идея создания платформы. Если цель - агрегация и экспертиза контента, то задача агрегации могла быть решена путем создания соответствующего сайта со ссылками на ресурсы, а задача экспертизы – предоставлением прав доступа для экспертной организации и созданием системы независимой оценки качества контента. Если целью создания была интеграция всех ресурсов через портал Государственных услуг Российской Федерации, то уже сейчас практически 95% пользователей данных ресурсов имеют возможность входа на них с использованием ЕСИА (т. е. механизма авторизации через портал Государственных услуг).

Также неясной представляется судьба показателя «Доля документов ведомственной и статистической отчетности, утвержденной нормативными правовыми актами, формирующаяся на основании однократно введенных первичных данных». В настоящий момент ведомственными НПА утверждены Формы государственного статистического наблюдения №№ОО 1 и ОО 2. Данные в формы заносятся операторами. Возникает двусмысленность: считать ли данные, вводимые оператором первичными, или, например, количество учителей в образовательной организации в возрасте 30-35 лет должно рассчитываться из данных о датах рождения, введенных по каждому учителю персонально? В первом случае показатель достигнут уже сейчас, во втором – необходимо проделать значительный объем работы по интеграции существующих в регионах Российской Федерации систем учета педагогов с федеральным сервисом, а также по внедрению подобных систем в тех субъектах российской Федерации, где подобных систем еще нет.

При этом основная доля средств в рамках подпроекта «Цифровая образовательная среда» в настоящий момент расходуется на приобретение оборудования – ноутбуков, интерактивных панелей. Федеральные средства, выделяемые субъектам РФ в рамках ЦОС в настоящий момент расходуются только на приобретение оборудования. Вопросы обновления и модернизации локальных сетей школ, обеспечения их квалифицированными кадрами в области эксплуатации оборудования остаются пока без ответа.

Вызывает вопросы и показатель доли педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса «одного окна» («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»), в общем числе педагогических работников общего образования. Данный ресурс заработал несколько месяцев назад и качество образовательных программ, его наполняющих, а также способ их сбора вызывает вопросы. Возникают вопросы о причинах «монопольного» права данного ресурса на повышение квалификации в рамках ЦОС. При этом с учетом фактической неработоспособности на данный момент указанного ресурса реальное повышение квалификации в рамках ЦОС проводится в субъектах РФ местными ИРО (ИПК) в отсутствии методических документов по формированию ЦОС в субъектах РФ.

 

Проблемы использования информационных ресурсов

Проблемы использования информационных ресурсов

Первый день 6 апреля 2020 года реального массового обучения в дистанционной форме в период эпидемии показал несовершенство большинства применяемых для этого специализированных информационных систем и сайтов (за исключением некоторых широко применяемых сервисов для видеоконференцсвязи (ZOOM и Skype) и платформ дистанционного обучения, рассчитанных на большой трафик (Moodle). Что касается Российских разработок, то массовые сбои наблюдались в работе электронного журнала (Дневника) – Дневник.ру [12], [13], [14] т.е. платформы, не предоставляющей большой объем контента (данные ресурсы обеспечивают в подавляющем большинстве ТОЛЬКО функции электронного журнала – учет посещаемости, выставление отметок, фиксация выдачи домашнего задания) и, соответственно, не требующей широкой полосы пропускания до абонентов (клиентов). Тем более предсказуемы проблемы информационных ресурсов и платформ, в том числе предоставляющих сервисы доступа к обучающим материалам (образовательному контенту) – Сетевой город. Образование [15], [16]. МЭШ[17].

По данным разработчиков информационной системы «Сетевой город. Образование» (АО ИРТех), применяемой в 23 субъектах Российской Федерации, количество уникальных пользователей в системе за апрель 2020 года возросло в 2,5 раза и составило более 35 млн. человек, количество уникальных пользователей, работавших в системе в день, возросло в 4 раза, а активность пользователей (создание сообщений, передача файлов, данных) возросла в 29 раз (более 125 млн сообщений).

Данные о увеличении нагрузки, предоставленные компанией Яндекс, свидетельствуют: количество обучающихся в Яндекс.Школе возросло на 2 млн. человек, количество просмотров видеоуроков по школьным предметам в Яндекс.Школе возросло на 4 млн.

Данные, собранные Издательством цифрового контента «Физикон» на основе информации, размещенной в открытых источниках, свидетельствуют об увеличении числа пользователей в период март-апрель 2020 года в 2- 2,5 (Учи.ру, Инфоурок, Мультиурок, Фоксфорд, Просвещение) – 5 раз (МЭШ, РЭШ, Я.класс, Физикон, ). При этом, как показывают данные, доля школьников, использующих просто электронные учебники или сервисы решения задач ЕГЭ и ОГЭ, возросла незначительно в 1,1-1,5 раза. Наибольший рост пользователей продемонстрировали сервисы, предоставляющие реальный обучающий электронный контент. Кроме того, значительное количество коммерческих структур предоставило бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам (видеоуроки, системы самопроверки и пр. – «Учи.ру», «Новый диск», «Я.Класс» и многие другие). Вместе с тем, актуальной остается задача интеграции обучающего контента и электронных журналов дневников (ЭЖД). В выигрышной ситуации оказались те ЭЖД, которые до пандемии проводили эту работу, например – МЭШ (dnevnik.mos.ru) – рост почти в два раза, СГО – рост более чем в два раза и т. д. И, если число пользователей Google, Яndex или Facebook в марте-мае 2020 года практически не изменилось, то число пользователей zoom увеличилось почти в 2,5 раза.

 

Проблемы интеграции региональных электронных систем обеспечения управления образованием

Проблемы интеграции региональных электронных систем обеспечения управления образованием

Сбор данных о составе обучающихся и численности педагогических работников, определяется приказом Росстата от 12.08.2019 N 441 (ред. от 30.08.2019) "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения РФ федерального статистического наблюдения в сфере общего образования" [10]. Применительно к организациям системы общего образования данная форма позволяет собрать информацию об образовательной организации, режиме ее работы, сведения о численности обучающихся в разрезе реализуемых образовательных программ, количестве обучающихся по параллелям (и их обобщенных характеристиках – количестве детей с ОВЗ и т. д.), данные о выбытии (прибытии) обучающихся, а также данные о их распределении по полу и возрасту, общие данные о учителях (включая группировку их по возрасту и учет движения учителей), но не включая данные о движении учителей по договорам ГПХ и совместителей.

Заполнение данных форм - весьма трудоемкий процесс (Форма № ОО-1 содержит 47 страниц в формате Microsoft Excel, и предполагает ввод более 5000 значений.). В процессе агрегации данных форм статистического наблюдения регулярно выявляются ошибки их заполнения, что затрудняет корректное использование собранной информации. Кроме того, сбор количественных данных об обучающихся (например, число обучающихся в профильных классах) проводится без учета связи с их образовательными достижениями (результатами ОГЭ, ЕГЭ, иных оценочных процедур), что не позволяет оценить степень эффективности профильного обучения на образовательные результаты. Сбор данных об учителях проводится деперсонифицированно, отсутствуют данные о нагрузке учителей, их внешнем совместительстве, что не позволяет обеспечить учет влияния этих факторов на образовательные результаты. Также формы государственного статистического наблюдения не позволяют учесть факторы социально-экономического характера и их влияние на образовательные результаты. Таким образом, существующие формы государственного статистического наблюдения не позволяют в полной мере оценить степень влияния ряда факторов: социальный состав семей обучающихся, влияние профильного обучения, влияние нагрузки учителей и их совместительство на образовательные результаты и целый ряд иных параметров. При этом, их сбор на текущий момент проводится в формах электронных таблиц без ограничения диапазонов вводимых данных и расчета контрольных значений параметров.

Анализ ведомственной отчетности, собираемой органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования, для решения задач управления и подотчетности также проводится либо в виде сбора текстовых таблиц, либо в формах электронных таблиц, также без ограничения диапазонов вводимых данных и расчета контрольных значений параметров.

Указанные особенности сбора информации и существующие методы сбора информации не позволяют сформировать полный массив данных для сбора и анализа контекстной информации, сбора и обработки информации о ресурсном обеспечении образовательной деятельности, значимо влияющей на образовательные результаты обучающихся.

Кроме того, собираемый в настоящий момент перечень данных об образовательных достижениях обучающихся в формах государственного статистического наблюдения, представлен только общей информацией о количестве участников ГИА в форме ЕГЭ и обобщенных по группам результатах (доля лиц, не получивших аттестат без указания причин, доля обучающихся с ОВЗ без указания года выдачи соответствующего документа и пр.).

Отсутствие механизмов сбора первичных данных, позволяющих агрегировать и представлять необходимую для управления качеством образования информацию негативно сказывается на реальных управленческих практиках.

Таким образом, остро встает вопрос формирования информационной системы Федерального уровня, ориентированной на сбор достоверной информации о ресурсном (в том числе кадровом) обеспечении системы общего образования, путем передачи из региональных информационных систем агрегированных данных, основанных на первичной информации об обучающихся, образовательных организациях, работниках образовательных организаций.

 

Выводы

Выводы

  1. Недостаточно проработан терминологический аппарат создания ЦОС.
  2. Существует риск неисполнения подпроекта ЦОС в части обеспечения всех школ высокоскоростным интернетом.
  3. Существует риск неисполнения показателей подпроекта ЦОС в части запуска федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды.
  4. Существует разрыв между направлениями расходования средств и реальными потребностями создания ЦОС в субъектах Российской Федерации.
  5. Заявленный как единственный инструмент повышения квалификации в рамках ЦОС «механизм одного окна» фактически не работает, а повышение квалификации реально осуществляется региональными ИРО (ИПК). Качество реализации данных программ никем не отслеживается.
  6. Отсутствует валидный инструмент оценки цифровой грамотности учителей, что затрудняет диагностику проблем и методических затруднений у педагогов по данному направлению.
  7. Пандемия, безусловно, обострила проблемы создания цифровой образовательной среды.

Рекомендации

Рекомендации

В условиях активного включения большинства участников образовательных отношений в образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий большое значение приобретают технические характеристики оборудования, используемого участниками, и пропускная способность и надежность используемых каналов связи. Огромное значение приобретает объем передаваемой информации. Как показала практика 6-7 апреля [12]- [17], именно характеристики оборудования, на котором размещены информационные ресурсы, и объем передаваемой информации являются критически уязвимыми звеньями в этом процессе на данный момент. Видеотрансляция головы учителя занимает значительную долю трафика, а передаваемая информация содержится в его речи, и для ее передачи достаточно полосы пропускания в сотни раз меньшей, чем для передачи видео. Кроме того, видео, транслируемое для 10-20 (максимум 35) детей, помноженное на количество учителей, способно парализовать любые сети передачи данных.

Представляется целесообразным:

Кроме того, представляется целесообразным с учетом опыта организации обучения с использованием технологий дистанционного образования в период эпидемии:

- не требовать от всех педагогов трансляции собственных видеоуроков;

- рекомендовать учителям использовать при необходимости потоковое видео (например, Youtube каналы), чаще использовать для передачи теоретического материала образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе (онлайн платформы образовательных ресурсов «Учи.ру», «Физикон», «Новый Диск», МЭШ, РЭШ и пр.);

- больше использовать сочетание аудиоконференцсвязи и демонстраций, сокращая объем передаваемого трафика;

- целесообразна трансляция на федеральном и региональном уровнях лучших уроков с какого-либо ресурса (например, МЭШ) по объявленному заранее расписанию (например, видеолекций - пример - Австрия). Это позволит снизить нагрузку как на педагогов, так и на оборудование, каналы связи. Возможно, целесообразна трансляция некоторых уроков по телевизионным и кабельным каналам. Отдельно стоит отметить, что данная методика применялась еще в СССР;

- более активно использовать в образовательном процессе (в период дистанционного обучения) работу учеников с литературой, смысловое чтение, использовать задания на понимание прочитанного, на поиск, осмысление, анализ и преобразование информации (в том числе из электронных источников).

 

Резюме

Резюме

Пандемия значительно обострила внимание общества к системе образования. Безусловно, образование как институт, касающийся каждой семьи, всегда привлекал пристальное внимание общества. Но в ситуации самоизоляции большая часть родителей «поневоле» ознакомилась с содержанием образовательного процесса, поскольку оказалась слушателями «открытых» уроков, тьюторами «по необходимости», и детскими психологами «поневоле». Таким образом, значительная часть родителей оказалась не декларативно, а реально участником образовательного процесса. Очевидно, что на фоне застарелых проблем систем образования (а надо отметить, что система образования России в этом отношении не уникальна, и подобные проблемы есть также в большом количестве стран, о чем свидетельствует доклад Всемирного банка, посвященный влиянию пандемии на системы образования разных стран мира) это вовлечение оказалось не всегда приятным. Пандемия лишь обнажила проблемы, которые накапливались в Российском образовании на протяжении многих лет – неразвитость инфраструктуры каналов передачи данных в школах, недостаточную готовность многих педагогов к работе в дистанционном режиме, недостаток качественных и мощных онлайн ресурсов и многие другие. При этом, к сожалению, произошло еще большее расслоение общества – наиболее мотивированные дети легко перешли в онлайн и этот режим оказался для них, зачастую, весьма комфортным, а немотивированные на образование дети, как правило из семей с невысоким социальным статусом в ряде случаев просто прекратили учиться. Таким образом, усиление образовательного неравенства – одна из главных проблем, с которой столкнется Российское образование в новом, 2020/2021 учебном году. Помимо этого, перед системой образования России стоит ряд существенных вызовов: цифровизация из вспомогательного направления развития стала основным, а «виртуальная» реальность уже давно стала реальным средством образования, новые методы цифрового образования диктуют необходимость разработки дидактики цифрового образования, а это, в свою очередь, потребует перестройки не только педагогического образования, но и образа мышления всех работников системы образования Российской Федерации. Пандемия обострила внимание общества ко многим проблемам, которые раньше не были на «первом плане». Например, проблема развития дистанционного образования. Почему ракурс ее обсуждения сместился в последние месяцы: если месяц назад говорили про содержание дистанционного образования, необходимость разработки «интерактивного» и интересного контента, готовность или неготовность к большой нагрузке платформ и программных решений, недостаточном количестве компьютеров и гаджетов в семьях, то теперь мы больше обсуждаем готовность или неготовность системы образования к полномасштабному дистанту.

Нельзя не отметить взвешенную, разумную позицию Министерства просвещения Российской Федерации в период пандемии. После шока конца марта-начала апреля, министерству удалось сохранить полный контроль управления системой общего образования. Одно из главных достижений Министерства - ни один из документов, регламентирующих работу системы образования в период пандемии не был нарушен. Министерству просвещения, в сотрудничестве с другими ведомствами, удалось оперативно внести и согласовать в Минюсте изменения в действующее законодательство, что позволило остаться всем образовательным организациям и органам управления образованием в правовом поле.

Нам необходимо понять, что цифровизация – это не автоматизация существующих технологий и методов обучения, а формирование новых методов и способов обучения в условиях цифрового общества. Это потребует организации новых форм обучения, взаимодействия участников образовательных отношений, создание принципиально другой технологической инфраструктуры и разработки новых комплексов обеспечения информационной безопасности.

Влияние пандемии на развитие образовательных ресурсов и сервисов оказалось значимым, но не решающим. Пандемия не привела к стремительному развитию сетей передачи данных в России, а значит, существенным образом не повлияла на доступность электронного образовательного контента для школьников. Для обеспечения дальнейшего возможного устойчивого развития системы образования необходимо:

- существенным образом изменить ситуацию с доступностью широкополосного интернета в сельской местности;

- обеспечить наличие разнообразного и качественного контента в различных информационных ресурсах и системах;

- обеспечить сбор и обработку необходимых первичных данных (данные об обучающихся, их движении, образовательных достижениях и т.д., данные о работниках системы общего образования – возраст, стаж, нагрузка, и т. д.), необходимых для обеспечения системы управления образованием корректной и качественной информацией, востребованной при принятии управленческих решений.

Социальные и экономические последствия пандемии в РФ нуждаются в отдельной детальной проработке.

 

Источники

Источники

  1. Communicable disease threats report, 9-15 February 2020, week 7. ECDC (10 февраля 2020).
  2. Nicholas J. Beeching, Tom E. Fletcher, Robert Fowler. COVID-19. BMJ Best Practices. BMJ Publishing Group (17 февраля 2020).
  3. Бургасов С. П. Пандемия // Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский. - 3 изд. — М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 18. Остеопатия - Переломы. - 528 с. - 150 800 экз.
  4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine. М. Педагогика 1989. 159 с.
  5. https://edu.gov.ru/national-project/
  6. http://www.edutainme.ru/post/manifesto-upd/
  7. http://manifesto.edutainme.ru/
  8. https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=RZR&n=319308&dst=100586&rnd=AC30EB8007058E281E9EFE5687E2B8CD#08856237210828837
  9. https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-informatsionnaya-infrastruktura.pdf
  10. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=339827&fld=134&dst=100788,0&rnd=0.6872287994875104#05442915759442994
  11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52009/941f7223f0fc1b14eff91e83ab3d95a919a5079c/
  12. https://newsnn.ru/news/society/06-04-2020/dnevnik-ru-ne-vyderzhal-pritoka-polzovateley-posle-kanikul
  13. http://36on.ru/news/people/89851-obval-onlayn-servisov-proizoshel-v-pervyy-den-distantsionnogo-obucheniya-v-voronezhe
  14. https://vestivrn.ru/news/2020/04/06/voronezhcy-pozhalovalis-na-massovyi-sboi-v-rabote-servisov-onlain-obucheniya/
  15. https://medialeaks.ru/news/2303mmg-cyber-diary-fail/
  16. https://www.newsvl.ru/vlad/2020/04/06/189109/
  17. https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/v-minobre-obyasnili-pochemu-ne-vyderzhivayut-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

 

Смотреть pdf-версию документа...