Экспертно-аналитическая записка "Анализ и прогноз модификации общего образования в период действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса COVID-19"

Авторы: Тарасова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей

Пестрикова Светлана Михайловна, заместитель директора центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов

Пастухова Ирина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей

Дошкольное образование

Дошкольное образование

Приоритетом для министерств образования всех стран в период действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса COVID-19 стали альтернативные учебные решения, которые в основном касались мер дистанционного обучения школьников и студентов[1]. Организация дистанционного образования и воспитания детей дошкольного возраста для большинства стран отошла на второй план.

Министерством просвещения РФ был принят пакет документов[2], регламентирующих различные аспекты организации дистанционного обучения, но, как и в зарубежных странах, они имели отношение к образовательным организациям общего (начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего образования.

Между тем, в международном исследовании нобелевского лауреата по экономике Д. Хекмана доказано, что инвестиции в ранее развитие детей — наиболее эффективное из всех вложений в образование. По мнению ученого, ранний возраст (0-6 лет) — наиболее важное с точки зрения развития человека, и «упущенное время дошкольника» имеет более серьезные последствия, как для развития ребенка, так и для экономики в целом, чем недополученные знания детей-школьников.

Согласно ст. 10 п. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование — первый уровень общего образования, а ст. 16 п. 2 нормативно закрепляет право, в том числе дошкольных образовательных организаций, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Большинство субъектов Российской Федерации закрыли учреждения дошкольного образования, а для родителей, работающих в организациях из перечня Указа Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г. [3]были организованы дежурные группы.

Следует отметить, что руководители получили право самостоятельно принимать решения о том, какие организации могут продолжить работу в период самоизоляции с учетом социально-экономических, демографических особенностей региона и сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

В целом подавляющее большинство ДОО оказались в ситуации неопределенности и процесс дистанционного обучения происходил, в основном, спонтанно, мало управляемо со стороны администрации и интуитивно со стороны педагогических работников.

Проведенный в апреле-мае 2020 г. опрос воспитателей, руководителей, методистов и других педагогических работников детских дошкольных организаций (ДОО) показал, что новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования[4].


 

[1] Как планировать дистанционное обучение во время временных закрытий школ. – URL: https://ru.unesco.org/news/kak-planirovat-distancionnoe-obuchenie-vo-vremya-vremennyh-zakrytiy-shkol. Дата обращения – 17.04.2020.

[2] Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.03.2020 № 07-2408 «О направлении информации c целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2280779.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2277667.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». – URL: http://www.kazanobr.ru/im/docs-dist/104.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». – URL: СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях». – URL: http://www.kazanobr.ru/im/docs-dist/103.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 № СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2277619.pdf.(Дата обращения – 17.04.2020).

[3] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/.

[4] https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa

Трудности педагогов в процессе дистанционного обучения

Трудности педагогов в процессе дистанционного обучения

Каждый четвертый педагог (24%) как следует из диаграммы 1, считает, что ему не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. 22% сошлись во мнении, что у них нет достаточных возможностей для совместной работы с детьми в реальном времени, отсутствует стабильное и устойчивое интернет–соединение, нет необходимого оборудования (ноутбука, компьютера или планшета).

13% опрошенных назвали наиболее существенной для них трудностью — невозможность увидеть результат и процесс выполнения задания. Комментарии педагогов подтверждают, что часто родители выполняют задания не вместе с ребенком, а за него.

Вместе с тем педагоги (13%), указавшие, что у них не возникало трудностей при подготовке и проведении занятий в дистанционном формате отметили, что не имеют методических ресурсов для его качественной реализации.

Рисунок 1 Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении. Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

В процессе исследования было установлено, что у 64% воспитателей нет необходимых комплектов заданий для работы онлайн (рисунок 2). Более того, для выполнения некоторых заданий в дистанционном формате требуется подготовка специальных адаптированных инструкций для родителей и детей, подборка онлайн-ресурсов, поиск или разработка видеоконтента, что требует от педагога дополнительных, ранее не востребованных компетенций, а в отдельных случаях даже приобретения новых.

Рисунок 2. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении. Категория «Нет комплекта заданий для работы в дистанционном формате» (Срез по группам детского сада и должности работников ДОО). Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

54% воспитателей испытывают трудности (рисунок 3), связанные с подготовкой заданий для интерактивных и онлайн-занятий, в том числе, с применением и созданием виртуальных экскурсий как наиболее интересной и увлекательной формы занятий с дошкольниками. В целом общая оценка компетентности педагогов в области подготовки дистанционных заданий свидетельствует о том, что более 50 % воспитателей требуется методическая помощь в различных формах (мастер-классы, вебинары, консультации и пр.).

 

Рисунок 3. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении. Категория «Не хватает компетенций по подготовке заданий для дистанционного обучения» (Срез по группам детского сада, должности работников ДОО и территориальной принадлежности респондентов). Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

Опрос выявил, что наиболее высокие компетентностные дефициты в области подготовки заданий для дистанционного обучения имеются у педагогов малых городов и сельской местности (35%), несколько лучше ситуация сложилась в средних и крупных города (20% и 21% соответственно), а также в городах-мегаполисах (25%).

Исследование показало, что таким педагогическим работникам, как музыкальные руководители, специалисты по физической культуре, педагоги-психологи и педагоги-логопеды, было очень трудно не только проводить занятия дистанционно, но и добиться результатов.

Трудности родителей при организации дистанционного обучения «глазами» специалистов дошкольного образования

Трудности родителей при организации дистанционного обучения «глазами» специалистов дошкольного образования

В ходе опроса 50% респондентов указали на основную трудность родителей: отсутствие свободного времени (гистограмма 4).

Рисунок 4. Трудности родителей при организации дистанционного обучения с точки зрения специалистов дошкольного образования (Срез общий и по территориальной принадлежности респондентов). Источник: мониторинг ФИРО РАНХиГС

Большинство из них в условиях самоизоляции работали в удаленном режиме, однако, в течение дня они должны были много общаться с детьми, заниматься вместе с ними различными видами конкретной содержательной деятельности (сделать игрушку, выполнить рисунок, прочитать сказку, сделать спортивное упражнение и т. п.), т. е. обеспечивать привычный для детского сада режим. Ответы респондентов о низкой мотивации родителей к занятиям с детьми-дошкольниками (33%) свидетельствуют о том, что родители в силу различных причин не смогли заниматься с детьми, а также о том, что сотрудники ДОО не смогли установить полноценное взаимодействие с родителями, дать им необходимые разъяснения о степени включенности в дистанционные занятия и значимости этих занятий для ребенка. При этом только 3% опрошенных считают, что основная проблема, возникающая у родителей при проведении дистанционных занятий с дошкольниками, — нежелание самих детей выполнять задания.

В целом исследование показало, что у педагогов ДОО есть мотивация и психологическая готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного формата дошкольного образования и самоизоляции. Педагогическое сообщество смотрит позитивно на возможность работы в изменившихся условиях, готово полноценно участвовать в реализации дошкольного образования в дистанционном формате как временной меры или для определенной категории детей постоянной при гарантированной методической и технологической поддержке и безопасности детей.

Деятельность общеобразовательных школ в условиях пандемии

Деятельность общеобразовательных школ в условиях пандемии

Из-за эпидемии коронавируса COVID-19 Министерство просвещения РФ в письме от 13.03.2020 г. №СК-150/03 рекомендовало перевести обучающихся на дистанционную форму. Несмотря на то, что Министерство просвещения РФ приняло пакет документов, регламентирующих различные аспекты организации дистанционного обучения, в нем не были предусмотрены и оговорены те проблемы, с которыми столкнулись образовательные организации в ситуации глобального карантина и самоизоляции населения.

Дистанционное обучение поставило перед системой общего образовании задачу обеспечить обучающихся всем необходимым в соответствии с 16 ст. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, должны быть созданы условия для образовательной среды и дети должны пройти программу независимо от места их нахождения.

Пандемия коронавируса COVID-19 и вынужденный переход в онлайн высветили проблемы школы и педагогов, которым нужны современное оборудование и навыки работы с новыми технологиями.

В апреле 2019-20 учебного года[1] было проведено исследование для изучения готовности субъектов образования к дистанционному обучению и влияния его на результаты учащихся.

Готовность образовательных учреждений к массовому дистанционному обучению оценивалась по следующим критериям:

- Наличие у педагогов опыта дистанционного обучения до введения карантинных мер в связи пандемией коронавируса COVID-19;

- Наличие в школах программного обеспечения и достаточного оборудования для организации рабочего места учителя;

- Наличие в школе банка цифровых образовательных ресурсов;

- Наличие системы методической поддержки учителей при проведении дистанционного обучения.

Опрос показал, что массовый переход на дистанционное обучение для большинства школ стал новой реальностью. 60% опрошенных ответили, что в их школах ранее не практиковалась та форма обучения и у учителей не было никакого опыта для ее реализации.

Около 70% респондентов указали на существенный дисбаланс между необходимыми условиями, которые, по их мнению, должны быть созданы для дистанционного обучения и реальной школьной ситуацией.

Так 30 % респондентов указали на отсутствие в школах:

- стабильного и устойчивого интернет-соединения,

- оборудованного рабочего места для учителя;

- достаточного количества мероприятий методической поддержки педагогов при проведении дистанционного обучения.

Одно из определяющих условий готовности учителей к дистанционному обучению наличие системы методической поддержки, оказываемой в различных формах, в том числе дистанционно (вебинары, онлайн-мастер-классы, обучающие сессии, консультации и пр.). 90,4% опрошенных она была необходима. Получили же такую помощь только 62,2% учителей.

В исследовании было важным выяснить, как используется оборудование рабочего места учителя. Как следует из диаграммы, приведенной на рисунке 5, работать как в школе, так и вне школы на школьном оборудовании могут только 24% опрошенных учителей. Это при том, что на наличие оборудованного рабочего места указали 61,2% педагогов. 21% респондентов используют при проведении дистанционных занятий как личное оборудование, так и школьное программное обеспечение. 5% опрошенных указали на то, что в школе недостаточно программного обеспечения для организации дистанционного обучения.

Рисунок 5. Наличие и возможности использования учителем программного обеспечения рабочего места. Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

 

Как показал опрос, в школах у педагогов нет полного доступа к контентным ресурсам и контрольно-измерительным материалам (рисунок 6).

 

Рисунок 6. Обеспечение педагогов доступом к контентным ресурсам и контрольно-измерительным материалам (чел.). Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

При высокой потребности учителей (97,1%) в образовательных онлайн-ресурсах (федеральных и региональных) с готовым контентом для подготовки и проведения учебных занятий доступ к ним имеют лишь 68,1% респондентов.

96,1% учителей считают необходимым условием оценки качества дистанционных занятий наличие базы цифровых, в т. ч. мультимедийных, интерактивных и контрольно-измерительных материалов. Однако лишь 33,9% опрошенных подтвердили, что такая база имеется в образовательной организации.

По мнению опрошенных педагогических работников, на сегодняшний день образовательные организации не всегда имеют возможность обеспечить полноценную работу и поддержку педагога при качественном онлайн/дистанционном обучении в условиях самоизоляции. В частности, 31% опрошенных не обеспечены техническими средствами (ноутбуками и программным обеспечением). 40% учителей не получают необходимой и своевременной технической помощи специалиста во время онлайн-работы.

Как следует из диаграммы 7, 8% респондентов считают, что их школы не были готовы к организации дистанционного обучения весной 2020 года. По мнению 51% респондентов, готовность образовательной организации к дистанционному обучению можно оценить как неполную. 41% убеждены, что школы готовы к дистанционной форме в полной мере, в них созданы все необходимые для ее организации условия.

Рисунок 7. Наличие в общеобразовательных школах условий для реализации дистанционного обеспечения. Источник: мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Переход на дистанционное обучение оказался не запланированным действием, а вынужденной мерой, поэтому специальной подготовки у учителей в этой области не было и не могло быть. Результаты исследования показали, что адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности происходит с разными скоростью и результатами.

Подводя общие итоги проведенного исследования в апреле 2020 года, можно сделать следующие выводы.

Первое, в области готовности общеобразовательных школ к переходу на дистанционное обучение:

- отсутствие у учителей опыта онлайн-обучения (60% респондентов);

- недостаточность технического обеспечения и оборудования для организации рабочего места учителя (61,2% респондентов);

- несформированность более чем в трети школ банков цифровых образовательных ресурсов (33,9% школ);

- слабость методической и технической поддержки учителей при проведении дистанционного обучения (37,8% учителей не получают такой поддержки).

Второе, в области готовности семьи к переходу на дистанционное обучение.

Семьи оказались недостаточно готовы к переходу на дистанционное обучение в условиях самоизоляции. По оценке учителей, это проявляется в следующем:

- только 22% семей учащихся имеют доступ к стабильному и устойчивому интернет-соединению;

- только 20% школьников имеют дома полностью оборудованное рабочее место, 3% вообще лишены возможности обучаться дистанционно;

- только у 30% семей у детей имеется организованный доступ к образовательным онлайн-платформам, а у 7% такая возможность вообще отсутствует;

- только 14% семей создали благоприятную психологическую атмосферу для домашнего дистанционного обучения. В 11% семей отсутствуют эмоционально комфортные условия для домашнего обучения детей. В 75% семей отмечаются те или иные психологические проблемы (затруднения), вызванные условиями самоизоляции и препятствующие качественному дистанционному обучению.

Третье, в области качества дистанционного обучения.

Большинство опрошенных учителей считает, что качество дистанционного образования в настоящий момент недостаточно высокое и содержание образования в такой форме осваивается не в полной мере.

64% педагогов убеждено, что дистанционное обучение может качественно проводиться только с обучающимися 9-11 классов. Лишь 11% респондентов допускают, что дистанционно могут обучаться дети любых возрастных групп.

В условиях дистанционного обучения серьезные затруднения и у учителей, и у учащихся возникли при оценке результатов. 43% респондентов считают, что оценивать в условиях дистанционного обучения невозможно, т. к. учащийся не будет выполнять задания самостоятельно. При этом 51% респондентов не используют никакие сервисы для онлайн-тестов, 33% делают их изредка. Только 16 % педагогов постоянно используют те или иные тесты в своей практике.

Четвертое, в области готовности учителей к работе в режиме самоизоляции.

Несмотря на то, что переход на дистанционное обучение оказался не запланированным действием, а вынужденной мерой, и специальной подготовки у учителей в этой области не было и не могло быть, результаты исследования показали, что адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности все-таки происходила, хотя и с разными скоростью и результатами.

В среднем около 15% всех педагогов не только могли сами выполнять большинство функций, применяя информационно-коммуникационные технологии, но и обучить этому других.

Более 60% используют в своей работе большинство из основных существующих сегодня цифровых инструментов для организации образовательного процесса.

Более 25% педагогов могут при необходимости самостоятельно изучить необходимый инструмент для организации дистанционного обучения.

 


[1] https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza

 

Готовность школ к новому учебному году (2020 - 2021)

Готовность школ к новому учебному году (2020 - 2021)

Опираясь на полученные данные исследования, проведенного ФИРО РАНХиГС весной 2020 года можно сделать вывод, что значительная доля и школ, и семей в целом оказались не готовы к резкому переходу к дистанционной форме обучения.

 Учителя страдали, с одной стороны, от гигантской перегрузки, вызванной увеличением временных затрат на подготовку новых методических материалов к дистанционным урокам, с другой, — от неорганизованности школьников. Родители, особенно учащихся начальных классов, с трудом справлялись с выполнением совместно с детьми домашних заданий, которые в сложившейся ситуации оказывались часто весьма объемными. Большинство детей, испытывая потребность в общении, стало активно проявлять желание поскорее вернуться в школу.

Вместе с тем, три месяца (с марта по апрель 2020 учебного года) стали своеобразной лакмусовой бумажкой, выявив тех, для кого дистанционное обучение открыло новые перспективы, и тех, кто воспринял этот формат как тяжкое испытание, требующее значительных усилий для преодоления возникающих проблем.

За неделю до 1 Сентября было проведено исследование с целью изучения, готовы ли школы к новому учебному году (2020-2021 гг.) в условиях продолжающейся пандемии и профилактики коронавируса.

С какими надеждами и предчувствиями ожидали его учителя и учащиеся общеобразовательных организаций, что больше всего их тревожит в наступающем 2020-2021 учебном году? Насколько они готовы к учебному процессу в дистанционном или смешанном формате, что изменилось?[1].

Готовность школы оценивалась по следующим критериям:

- санитарная готовность;

- материально-техническая готовность;

- методическая готовность;

- профессиональная готовность педагогических кадров;

- психолого-эмоциональная готовность учителей и учащихся;

- информированность учащихся о новых условиях обучения.


[1] https://firo.ranepa.ru/novosti/890-analiz-gotovnosti-k-shkole-rezultaty-oprosa

Оценка санитарной готовности школы

Оценка санитарной готовности школы

Подавляющее большинство учителей (75%) считают, что школы, в которых они трудятся, в санитарном отношении готовы к работе в условиях усиленных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. 21% респондентов данную готовность оценивают как частичную, и только 4% опрошенных ответили, что школы не готовы к такой образовательной деятельности (рисунок 8).

Таким образом, по санитарному критерию готовность школ к образовательной деятельности в новых условиях особых опасений не вызывает, хотя и требуется отдельное выяснение того, в чем заключается санитарная неготовность второй и третьей группы школ (25%).

 

Рисунок 8. Санитарная готовность и готовность материально-технической базы школ к новому учебному году. Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Оценка материально-технической готовности школ

Оценка материально-технической готовности школ

За период реализации дистанционного обучения наибольшее количество претензий и учителей и учащихся относилось к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в режиме онлайн.

В процессе анализа результатов исследования было выявлено, что учителя достаточно высоко оценивают готовность материально-технической базы школ для обучения в традиционном формате. В частности 60% респондентов отмечают наличие в школе компьютерной техники, онлайн-образовательных платформ, доступ к интернету и пр. Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что только 28% (около одной трети) респондентов считают, что их образовательная организация имеет необходимую материально-техническую базу для работы как в очном, так и в дистанционном формате, а 11% (каждый десятый учитель, участвующий в опросе) уверены, что материально-техническая база школы не готова к учебному году в любом формате. В целом же можно говорить о том, что практически две трети школ имеют те или иные проблемы в материально-техническом обеспечении образовательного процесса в дистанционном или смешанном формате. Это не может не вызывать озабоченность руководителей образовательных организаций и органов управления образования, и требует тщательного изучения потребности школ в материально-технических ресурсах и срочного принятия необходимых мер для их удовлетворения.

Оценка методической готовности школ

Оценка методической готовности школ

Одним из определяющих условий готовности школы к реализации дистанционного обучения является наличие системы методической поддержки учителей. Однако более 14% педагогов не имеют необходимого методического обеспечения вообще, а 33% — имеют его только частично (рисунок 9). Иначе говоря, практически у половины опрошенных учителей отсутствуют методические и дидактические материалы, скорректированная учебная программа, цифровые ресурсы, необходимые для эффективной работы в условиях дистанционного и/или смешанного формата обучения!

 

Рисунок 9. Методическая и материально-техническая готовность школ к новому учебному году. Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Фактически 56% респондентов указали на то, что проблемы технического обеспечения дистанционного обучения сохраняются и к началу нового учебного года!

Оценка профессиональной готовности педагогических кадров

Оценка профессиональной готовности педагогических кадров

Как показал проведенный экспресс-опрос (рисунок 10), 45% респондентов считают, что им достаточно знаний для проведения обучения в дистанционном и смешанном форматах. Однако озабоченность вызывает тот факт, что в ходе исследования было выявлено — серьезные затруднения и недостаточную компетентность в подготовке и проведении дистанционных уроков испытывают 34% опрошенных учителей, хотя в каникулярное время должны были быть предприняты меры по преодолению компетентностных дефицитов педагогов. Это означает, что эти меры были либо не предприняты, либо соответствующее обучение было организовано недостаточно эффективно!

 

Рисунок 10. Профессиональная готовность учителей к дистанционному обучению

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

В диаграмме, на рисунке 10, представлена потребность в дополнительном обучении учителей в контексте разных предметных областей. Как следует из приведенных на рисунке данных, эта потребность сравнительно одинакова у всех учителей-предметников (от 29% до 35 %). Больше всего в повышении компетентности в области дистанционного и/или смешанного обучения нуждаются социальные педагоги, специалисты в области коррекционной и дошкольной педагогики (55%) и учителя иностранного языка (40%).

Таким образом, дополнительное профессиональное образование по проблемам дистанционного или смешанного обучения остается актуальным для трети школьных учителей! В случае, если эта задача не будет решена, высок риск неготовности перехода школ на дистанционное и/или смешанное обучение без экстренных ситуаций и крайних мер, а также невысокого уровня качества образования при вынужденном переходе на дистанционный формат.

Оценка психолого-эмоциональной готовности учителей и учащихся

Оценка психолого-эмоциональной готовности учителей и учащихся

Одной из задач экспресс-опроса было выяснить то, с какими чувствами ожидают учителя и ученики наступающий новый учебный год. Результаты опроса представлены в диаграммах на рисунках 11 и 12.

Как следует из диаграммы на рисунке 11, эмоциональный настрой учителей на новый учебный год благоприятный, т. к., 55% опрошенных констатировали психологическую готовность принять меняющиеся условия работы, 34 % - готовы к этому частично. О психологическом неприятии новых условий образовательной деятельности заявили лишь 11% респондентов.

Рисунок 11. Психолого-эмоциональная готовность учителей

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Более четверти респондентов-учителей (26%) ожидали 1 Сентября с радостными чувствами и полны оптимизма, более половины (58%) настроены также оптимистично и готовы к плодотворной работе.

По-другому выглядит ситуация с психолого-эмоциональным состоянием учащихся (рисунок 12). Около трети (31%) из тех, кто участвовал в опросе, ждут новый учебный год с радостью. 37% готовы учиться с полной отдачей. Иначе говоря, 68% респондентов-учащихся с оптимизмом встречают начало нового учебного года. Однако в ходе опроса было выявлено, что около трети опрошенных школьников пессимистично (10%), панически (10%) или безразлично (12%) настроены в отношении начинающегося учебного года. Более всего такие настроения выражены у девятиклассников (22%) и семиклассников (19%). Менее всего пессимизм и паника характерны для пятиклассников (6%) и старшеклассников (11% — 10 класс, 12 % – 11 класс).

Тем не менее, полученные ответы убедительно свидетельствуют о необходимости серьезного психологического и педагогического сопровождения их учебной деятельности в условиях дистанционного или смешанного обучения.

 

Рисунок12. Психолого-эмоциональная готовность учеников.

Источник: Экспресс-опрос ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Для проведенного экспресс-опроса особый интерес представляли ответы школьников на вопрос о том, в каком формате они хотели бы учиться в новом учебном году. Почти половина (46%) респондентов-учащихся ответили, что хотят учиться в очном формате, среди них большинство — ученики 5-7 классов. 20% опрошенных готовы учиться в любом формате. Более трети школьников хотят учиться дистанционно, из них: 19% готовы учиться частично, а 15% — полностью дистанционно.

Примечательно, что в то время, как 20 % учащихся 7, 8 и 9-х классов готовы учиться дистанционно, пятиклассники и шестиклассники отдали этому формату обучения наименьшее предпочтение (соответственно 4% и 11%). Учащиеся 10 и 11 классов также достаточно прохладно относятся к перспективе дистанционного обучения (11% и 12% соответственно).

Основные выводы

Основные выводы

Система общего образования, включая дошкольное образование, смогла справиться с задачами замедления темпов распространения вирусной инфекции и обеспечения доступности образования, оперативно мобилизовав и перестроив деятельность общеобразовательных школ и детских садов при непосредственном нормативном и методическом сопровождении Министерства просвещения РФ, региональных органов управления образования.

  1. Эпидемия выявила потенциал дистанционного обучения не только в экстремальных эпидемиологических ситуациях, но и для малокомплектных школ, школ в отдаленных районах, домашнего обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
  2. Педагогическое сообщество системы общего образования продемонстрировало мотивированность и психологическую готовность к работе в дистанционном формате как к временной мере и/или для определенной категории детей при условии адекватного технологического, нормативного и методического обеспечения.
  3. Основными барьерами в обеспечении качества обучения в дистанционном формате стали технические сложности; цифровая неграмотность педагогов (особенно педагогических работников ДОО), родителей и детей; невозможность осуществлять объективную оценку результатов обучения; отсутствие живого общения.

В системе общего образования с разной степенью активности используется более 100 различных образовательных ресурсов. Для комфортности и эффективности учебной деятельности учащихся необходимо обеспечить единство требований к использованию образовательных ресурсов, проведению онлайн-занятий и подходов учителей к организации самостоятельной работы детей в рамках одной школы (сети школ) или одной параллели классов.

  1. Отсутствие общих стандартов (требований) и условий дистанционного обучения выявило риск тотального разброса в уровне освоения образовательных программ ДО и ОО обучающимися в мегаполисах, малых городах и сельской местности, что может негативно повлиять на грядущие ОГЭ, ЕГЭ и в целом качество образования в стране. Для качественной реализации основных образовательных программ общего образования (в том числе и дошкольного образования) и учебных программ по предметам в условиях самоизоляции субъектов образования требуется специальная их доработка под дистанционный и/или смешанный формат.
  2. Для повышения уровня компетентности педагогов системы общего образования в области использования сервисов для подготовки и проведения дистанционных уроков и занятий, создания контрольно-измерительных материалов в цифровом формате, необходимо разработать специальные гибкие образовательные программы дополнительного профессионального образования (модули в рамках других образовательных программ), а также использовать возможности сетевых форм повышения квалификации и корпоративной (внутренней) методической работы, включая наставничество.
  3. Необходимость предупреждения и купирования психологических, методических и технических проблем, возникающих в условиях дистанционного образования и самоизоляции, требует формирования системы психологической, методической и технической дифференцированной поддержки учителей, родителей и учащихся. Для этого, например, могут использоваться возможности и ресурсы Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
  4. Необходимо стимулировать и развивать взаимодействие органов государственной власти, общественности, представителей бизнеса в области обеспечения нуждающихся семей обучающихся общеобразовательных школ техническими и информационными ресурсами, необходимыми для обеспечения возможности дистанционного обучения.

Прогноз модификации общего образования

Прогноз модификации общего образования

В период пандемии COVID-19 мир изменился, мы все стали другими, это неизбежно повлияло на все сферы жизни людей. Эта новая реальность коснулась всех уровней образования. Распространение коронавирусной инфекции привело к тому, что образовательные организации перешли полностью на формат дистанционного обучения.

Вместе с тем организация обучения в удаленном формате в период эпидемии COVID-19 показала, что школы не имеют качественного материально-технического обеспечения для реализации дистанта. Педагогическое сообщество тоже оказалось не готово как к широкому использованию в учебно-воспитательном процессе преимуществ и достоинств информационных технологий, так и к тем негативным явлениям, которые связаны с тотальной компьютеризацией. Удалённый опыт трех месяцев работы образовательных организаций в конце учебного года 2019-2020 показал, что требуется не просто внедрение в обучение информационных технологий, а принципиально иная методологическая основа образования (новая «цифровая дидактика»; интеграция функций учителя как носителя информации, управленца, контролера с функциями консультанта, модератора, эксперта в зависимости от формы организации учебного процесса; оптимальное сочетание офлайн и онлайн обучения в цифровой образовательной среде), перестройка содержания образования, радикальное обновление его целей, содержания, форм, методов и средств с учетом протекания информационных и коммуникационных процессов в среде глобальных взаимодействий, в которых вырастают современные дети. Оказалось, что механически перенести офлайн обучение в формат онлайн невозможно, педагогу требуется для этого специальная подготовка.

Основной целью обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как важной составляющей в системе непрерывного образования должно стать предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей. Обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может быть одной из форм организации учебного процесса, но педагогам предстоит отказаться от применения только практики традиционных педагогических технологий в пользу многовариантных педагогических практик.

Еще одна из проблем, которая обнаружилась в период дистанционного обучения - преодоление неравенства в образовании. Дистанционное обучение выявило цифровую неравность семей, отсутствие в семьях необходимого оборудования для обучения детей дистанционно. Все это вызвало негативное отношение многих родителей к ДО и опасения их относительно того, кто будет нести ответственность (детский сад, школа, родители) за итоги обучения, и как образовательная организация будет обеспечивать доступность качественного образования.

Сегодня в основном во всех субъектах РФ дошкольники и учащиеся школ вернулись в свои образовательные организации, продолжая обучение в традиционном формате. Тем не менее учебный год начался и продолжается в непростых условиях. В ряде регионах уже со 2 сентября (на первой неделе учебного года) отдельные классы школ стали переводить на удаленное обучение.

Рассмотрим несколько сценариев дальнейшего развития событий.

«Оптимистический» вариант предполагает, что в течение учебного года 2020-21 количество выявленных случаев заражения детей, учителей и воспитателей с учетом обязательного выполнения в образовательных организациях требований противоэпидемиологической безопасности не будет превышать установленной Роспотребнадзором нормы. Вероятность реализации этого сценария может быть обусловлена уровнем ограничений на распространение инфекции, предпринимаемых властями как на федеральном уровне, так и на региональном.

Такой сценарий возможен, если будут соблюдены следующие условия:

- Разработан комплекс мер (организационных, правовых, методических, материально-технических, цифровых, кадровых и пропедевтических и др.) для дистанционного или смешанного формата обучения;

- Обеспечен полноценный процесс обучения во всех регионах страны, с разным уровнем цифровизации и для каждого учащегося, вне зависимости от его материального положения или технических возможностей, используя для этого ресурсы онлайн-платформ, веб-сайтов, сетевых операторов, образовательного облака, телевизионной и радиосети и пр.;

- Создана эффективная цифровая среда обучения: организация порталов услуг дистанционного обучения как единой точки входа для учителей и руководителей школ;

- Используется телевизионный контент, созданный в предшествующий период, который транслируется бесплатно не только на государственных каналах, но и на частных, провинциальных, университетских, кооперативных и общественных каналах;

- Создан банк национальных электронных библиотек (репозиторий электронного контента), которые публикуют материалы педагогов-экспертов по работе в цифровой среде, включая видеоуроки, учебные программы, инновационные методологии, тесты, фильмы, упражнения, презентации и т. д.;

- Создана в ДОО полноценная предметно-пространственная среда, предоставляющая детям широкие возможности для игры, познавательно-исследовательской и продуктивных видов деятельности и других традиционных культурных практик;

- Разработаны рекомендации, подробные видеозаписи-инструкции для учителей, учащихся и родителей для освоения учебного материала конкретных приложений, социальных сетей, видеотрансляций и пр.;

- Разработано содержание и дидактические материалы для решения образовательных задач с детьми 3-7 лет в дистанционном режиме;

- Научно-методическое сопровождение учителей при обучении онлайн;

- Происходит оперативный обмен лучшими практиками с помощью видеоконференций, вебинаров, видеоуроков, посвящённых различным сервисам и средствам для самостоятельной работы учащихся и т. п.;

- Приобретены и выданы во временное пользование ноутбуки и планшеты учащимся;

- Обеспечена трансформация образовательной среды, созданы условия (санитарно-гигиенические, психологические и дидактические), которые не навредят физическому и психологическому здоровью детей и педагогов;

- Приняты меры поддержки на государственном уровне нуждающихся семей и семей, проживающих в сельской местности: подключение к Сети интернет и предоставление оборудования (персонального компьютера и планшета) для полноценного участия в дистанционном образовании.

 «Пессимистический» вариант основывается на негативном прогнозе, предполагает распространение вируса с сохранением карантинных и ограничивающих мероприятий в течение всего учебного года 2020-2021. Если не будут созданы перечисленные условия в прогнозе «Оптимистический», то возможен разрыв не только в качестве получаемого образования, но и его отсутствие для значительной доли детей в соответствии с Конституцией РФ (ст. 43, п. 2).

Переход школ на двухсменное обучение, а там, где уже есть вторые смены, на трехсменное и максимальное выполнение рекомендаций Роспотребнадзора в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 может привести, с одной стороны, к перегрузкам детей и учителей, с другой, к нежелательному социальному резонансу со стороны родителей (или лиц их замещающих). Семья станет ключевым институтом образования, где родители — самоценные участники образовательного процесса, а образовательная программа — «зона» ответственности семьи. Аналогичные последствия могут произойти при переводе не только отдельных классов на дистанционное обучение, но и всей образовательной организации.

Обострится вопрос обучения детей с инвалидностью, т. к. их изоляция от сверстников негативно скажется не только на их социализации, но и может привести к регрессу в развитии. Дома нет возможности полноценно обучать ребенка с ОВЗ и доступа к реабилитации, дополнительному образованию и необходимым техническим устройствам и образовательным технологиям.

Перевод ДОО в режим работы дежурных групп, ежедневная смена состава детей в группе станут серьёзным препятствием для эффективной образовательной деятельности, поскольку будет осуществляться только присмотр и ухода за ребёнком. В дежурных группах одновременно находятся дети 2-3 возрастов (от 3 до 6 лет) или контрастных — 3 и 7 лет, в связи с этим воспитатели объективно не могут обеспечить ни режим, ни обучение.

При переходе ДОО полностью в дистанционный режим возникнут сложности возрастного развития. В разноплановом конгломерате предложенных воспитателями занятий возникают непродуктивное дублирование, пересечение содержания. Лоскутность и мозаичность образовательной картины бессмысленна для ребёнка-дошкольника.

Смотреть pdf-версию документа...