Общеобразовательная подготовка в СПО

Подготовка в учреждениях СПО

Разъяснения по формированию общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и программно-методическому сопровождению изучения общеобразовательных дисциплин

Методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования

Уточнения рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)

ФГОС СПО

Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Минобрнауки России, 20 апреля 2015 г.)

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Минобрнауки России, 22 января 2015 г.)

Блинов В.И. ФГОС СПО четвертого поколения

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект)

Перечень профессий и специальностей СПО для разработки ФГОС ПО-4 по направлениям подготовки (версия март 2015 г.)

Ответы на вопросы, поступившие в ходе обсуждения концепции ФГОС СПО-4

Прикладной бакалавриат

Информация обновляется

Методика разработки

Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

Издание включает следующие разделы:

1. Методика разработки основных программ профессионального обучения

2. Методика разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации; программ переподготовки)

Предложены также примерные структуры основной программы профессионального обучения, ОПОП СПО и дополнительной профессиональной программы.

Читать...

 

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Минобрнауки России, 22 января 2015 г.)

Скачать в формате .doc

 

Профессиональная подготовка

Методика разработки

Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

Издание включает следующие разделы:

1. Методика разработки основных программ профессионального обучения

2. Методика разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации; программ переподготовки)

Предложены также примерные структуры основной программы профессионального обучения, ОПОП СПО и дополнительной профессиональной программы.

Читать...

 

 

Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

составлены на основе действующего российского законодательства в сферах образования и труда. Их методологической основой является модульно-компетентностный подход, получивший развитие в Росии и за рубежом с конца двадцатого столетия. Рекомендации адресованы представителям учебных и образовательных центров предприятий, центров корпоративного обучения, организациям дополнительного профессионального образования, профессиональным образовательным организациям, реализующим программы профессионального обучения.

Читать...

 

 

Методические рекомендации по разработке программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов

Дополнительные профессиональные программы

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для мастеров производственного обучения СПО (в том числе в форме стажировок)

Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Минобрнауки Росии, 22 апреля 2015 г.)

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Минобрнауки России, 22 января 2015 г.)

Скачать в формате .doc

Профессиональная квалификация

Формирование системы профессиональных квалификаций:

Словарно-справочное пособие. - М., 2016 (И.А. Волошина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, В.М. Зуев, О.Д. Прянишникова, Е.И. Косаковская, В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.А. Факторович, И.С. Сергеев)

Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Минобрнауки Росии, 20 апреля 2015 г.)

 

Проф. стандарты в сфере управления СПО и ДПО,

проф. стандарты для педагогов СПО

Разработка стандартов в сфере управления

ФИРО РАНХиГС выступает в качестве разработчика профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации» и «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» с 2015 г.

Разработка профессионального стандарта по руководству образовательной организации имеет долгую и непростую историю. В 2015 г. по просьбе Минобрнауки России ФГАУ «ФИРО» взяло на себя доработку проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». На тот момент идея переданного на доработку профессионального стандарта состояла в том, чтобы объединить в рамках одного документа управленческие функции руководителей всех уровней образования – от детского сада до ВУЗа. В связи с этим была предпринята попытка выделить общие для всех образовательных организаций управленческих функций.

Читать далее...

Проекты 2019

Профессиональный стандарт "Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования"

Профессиональный стандарт "Руководитель профессиональной образовательной организации"

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта "Руководитель профессиональной образовательной организации"

 

Смотреть проекты прошлых лет..

Стандарты для педагогов

Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации

Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"

«Вопросы – ответы» по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

В данной подборке мы даем развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Читать полностью...

Минтруда России, апрель 2016 г.. Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов

Другие документы

О применении профессиональных стандартов в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты РФ, 10 февраля 2016 г.)

Повышение квалификации. Персонифицированное финансирование

Методические рекомендации по организации повышения квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций на основе персонифицированного финансирования

Вариативные модульные дополнительные профессиональные программы

Проектирование и реализация вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.

Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).

В соответствии с  ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.

Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.

В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Факторович А.А. Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО

Макет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации)

Макет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации)

 

НИЦ Профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС проводит комплексный мониторинг

Центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС проводит исследование, посвященное изучению условий, обеспечивающих готовность педагогов профессионального образования к реализации современной модели региональной системы подготовки рабочих кадров для передовых технологий.
Просим Вас ответить на несколько вопросов и помочь нам в получении всесторонних и достоверных результатов. Это займёт у Вас 10-15 минут.

Результаты мониторинга будут представлены в обобщённом виде.

Заполнить анкету

 

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

 

Тематические разработки и публикации

Цифровая дидактика

Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

Всероссийской научно-практической конференции

"Цифровая дидактика профессионального образования и обучения" (19 марта 2019 г.)

Читать...

 

Материалы

Второй Всероссийской научно-практической конференции

"Цифровая дидактика профессионального образования и обучения" (18 марта 2020 г.)

Читать...

 

 

 

 

 

Блинов В.И., Сергеев И.С. Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М., 2019.

Читать...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершена работа над концепцией цифрового профессионального образования и обучения.

Электронная версия также доступна на Яндекс-диске:

https://yadi.sk/i/FXGh98olWWyMRg

Текст задуман как пополняющийся и развивающийся в дальнейшем ресурс на базе основных концептуально значимых положений.

Для удобства пользователей содержание и алфавитный указатель снабжены системой гиперссылок, по которым можно перейти сразу в соответствующий раздел текста.

Скачать pdf: Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения (под научной редакцией В.И. Блинова

Региональные модели подготовки кадров

Методические рекомендации по модернизации программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития


Развитие практико-ориентированного профессионального образования

Экспериментальные площадки

***

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме "Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в СПО"

***

Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / под общей редакцией А.Н. Лейбовича. - М., 2016

***

Концепция развития практикоориентированного профессионального образования в России

***

Электронное издание «Развитие практико-ориентированного профессионального образования России» подготовлено в соответствии с мероприятиями Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 №349-р), запланированными на 2017.

В издание вошли два методических сборника:

В сборниках представлены лучшие практики российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования,  обобщенные и систематизированные в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив, Национального агентства развития квалификаций, Центра развития профессионального образования Московского Политеха, Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО в 2017 году.

Профориентация школьников

Организация профессиональной ориентации школьников: методические рекомендации / Блинов В.И., Дулаева З.К., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сергеев И.С.,- М., 2018

Рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников в субъектах РФ

Школа психолога-профконсультанта «Профориентация «под ключ» (5-8 ноября 2019 года)

Наставничество на производстве

Слово «наставник» не определено ни в одном законодательном акте Российской Федерации. По-разному в разных регионах и на разных предприятиях определяется круг обязанностей и прав наставника, требования к его образованию, по-разному решается вопрос о подготовке таких специалистов и оплате их труда. 

Однако опыт передовых российских предприятий не оставляет сомнений, что наставничество – основа качественной продукции, конкурентоспособности компании, а вслед за этим и страны.

В настоящее время в приоритетном национальном проекте «Образование» тема наставничества проходит красной нитью в каждом из составляющих национальный проект федеральном проекте. Это и «Успех каждого ребенка», и «Учитель будущего», и «Социальные лифты для каждого», и «Молодые профессионалы». Первоочередной задачей становится формирование единых методологических подходов, разработка целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

Федеральный институт развития образования РАНХиГС представляет дайджест наиболее значимых публикаций по теме наставничества на производстве, сделанных сотрудниками Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС за период  2013 – 2019 гг. Самостоятельные издания и статьи в журналах «Образование и наука», «Профессиональное образование и рынок труда», «Бизнес России» и других стали возможны благодаря плодотворному сотрудничеству с коллегами из Екатеринбурга и Казани, Иркутска и Иваново, Национального агентства развития квалификаций, Агентства стратегических инициатив, Федерального института профессионального образования ФРГ, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, Посольства ФРГ в Москве и многих других. Это опыт исследовательской, проектной и экспериментальной деятельности, который созвучен и государственной политике России.

Одна из важнейших задач нашей страны – изменение ментальности, самого способа мышления, формирования у работников так называемых «soft skills», обеспечивающих мотивацию к деятельности, ее постоянному улучшению и мультиквалификацию. Наставник в этом отношении должен стать «на голову» выше. Система производственного обучения должна и может стать основой для создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, позволяющей решить задачу «soft skills».

Мы уверены, что созданный за последние шесть лет задел по теме наставничества на производстве окажется полезным в этой работе.

Читать...

Перечень публикации

Берган Съер. Квалификация — осмысление понятия М. ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2012.

Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Рыкова Е. А., Факторович А. А. Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО. Методические рекомендации. — М.: Издательство «Перо», 2014.

Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Методические рекомендации по разработке про-фессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Под общ. ред. А.Н.Лейбовича. М. : Федеральный институт развития образования. М.: Издательство «Перо», 2014.

Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия – Германия. Россия – Финляндия // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: ФИРО, 2014. Вып. 9.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Сатдыков А.И., Сергеев И.С., Факторович А.А. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Практическое пособие / Под общ. ред. А.Н. Лейбовича. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Рыкова Е.А., Факторович А.А. «Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации // Высшее образование в России, № 10, 2016, С. 16-23;

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Факторович А.А., Шмелькова Л.В. Применение профессиональных стандартов педагогической деятельности в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы: вопросы и ответы // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, № 4 (26) 2016.

Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing (ФРГ) опубликовал монографию совместного авторского коллектива Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО и Базового центра подготовки рабочих кадров НАРК «Профессиональные стандарты: от идеи к практике». Монография посвящена проблемам внедрения профессиональных стандартов в России, показан зарубежный и отечественный опыт. В особом фокусе издания – профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Монография адресуется профессионально-педагогическому сообществу, методистам и руководителям системы профессионального образования.
Книга доступна на сайте: www.morebooks.de

Перечень публикаций по вопросам развития среднего профессионального образования 2016-2017 гг.

Организация профессиональной ориентации школьников: методические рекомендации / Блинов В.И., Дулаева З.К., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сергеев И.С.,- М., 2018

Организация профессиональной ориентации школьников: методические рекомендации / Блинов В.И., Дулаева З.К., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сергеев И.С.,- М., 2018

Перечень публикаций по вопросам развития среднего профессионального образования 2016-2017 гг.

 

Play
Play
Play
Play
Play
Play
Play
previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider